Телекран Джорджа Оруэлла

Телекран Джорджа Оруэлла

Телекран — это устройство, которое использовал в романе «1984» Джордж Оруэлл.

Телекран, в общем смысле — техническое устройство тотального контроля и пропаганды.

Телекран, в частном смысле  — это встроенный в стену продолговатая металлическая пластина, похожая на мутное зеркало. Устройство могло передавить видио сигнал (телевизор), собирать акустической и видео информацию с мест где было установлено. Так же устройство могло использоваться для обратной связи (видеофон). Данное устройства были расположены повсеместно, в частных квартирах граждан, в общественных местах, местах осуществления трудового процесса. Стоит отметить, что устройство могло анализировать мимику лица и передавать информацию службе внутренней безопасности (полиции мысли). Устройства нельзя было выключить обычному гражданину. Тем самым данное устройство являлось ключевым устройством управления обществом в государстве Джорджа Оруэлла.

Современные аналоги Телекранов — прямых аналогов подобных систем не существует, однако сама идея системы телеэкрана отразила свое воплощение в современных информационных технология применяемых в том числе для управления общества. Наиболее эффектно подобные технологии применяются в Китае. Уже сейчас на основе современных технологий айти гигантов Китая создаются системы социального контроля общества. Также используются социальные рейтинги основанные на анализе данных через социальных систем пользователей через ИИ. В случаи низкого рейтинга, могут быть применены дополнительные методы контроль, надзора за таким субъектом. Высокий рейтинг позволяет двигаться вверх по карьерной лестнице. Также подобные системы могут включать в себя систему камер видеонаблюдения, gps трекеры, съема видио, акустических данных. Может быть произведен анализ мимики лица субъекта в целях выявления предпосылок опасного поведения.

Другими словами, уже сейчас есть предпосылки для создания подобных устройств в основе которых будут диджетал продукты пользователей, системы фиксации видео, акустических данных с последующим сверхбыстрой обработкой ИИ.

Джордж Оруээл, роман 1984, описание устройства в романе:

В квартире сочный голос что-то говорил о производстве чугуна, зачитывал цифры. Голос шел из заделанной в правую стену продолговатой металлической пластины, похожей на мутное зеркало. Уинстон повернул ручку, голос ослаб, но речь по-прежнему звучала внятно. Аппарат этот (он назывался телекран) притушить было можно, полностью же выключить — нельзя….

Телекран работал на прием и на передачу. Он ловил каждое слово, если его произносили не слишком тихим шепотом; мало того, покуда Уинстон оставался в поле зрения мутной пластины, он был не только слышен, но и виден. Конечно, никто не знал, наблюдают за ним в данную минуту или нет. Часто ли и по какому расписанию подключается к твоему кабелю полиция мыслей — об этом можно было только гадать. Не исключено, что следили за каждым — и круглые сутки.

Телекран, мог считывать мимику лица:

Уинстон резко повернулся. Он придал лицу выражение спокойного оптимизма, наиболее уместное перед телекраном, и прошел в другой конец комнаты, к крохотной кухоньке. 

..

Он положил блокнот на колено и отодвинулся со стулом подальше от телекрана. Сделать непроницаемое лицо легко, даже дышать можно ровно, если постараться, но вот с сердцебиением не сладишь, а телекран — штука чувствительная, подметит. Он выждал, по своим расчетам, десять минут, все время мучаясь страхом, что его выдаст какая-нибудь случайность — например, внезапный сквозняк смахнет бумагу.

Телекран, как части системы пропаганды:

И вот из большого телекрана в стене вырвался отвратительный вой и скрежет — словно запустили какую-то чудовищную несмазанную машину. От этого звука вставали дыбом волосы и ломило зубы. Ненависть началась.

…. Маленькая женщина с рыжеватыми волосами навалилась на спинку переднего стула. Всхлипывающим шепотом она произнесла что-то вроде: «Спаситель мой!» — и простерла руки к телекрану. Потом закрыла лицо ладонями. По-видимому, она молилась.

Телекран, как часть системы контроля общества:

Телекран испускал оглушительный свист, длившийся на одной ноте тридцать секунд. 07:15, сигнал подъема для служащих. Уинстон выдрался из постели — нагишом, потому что члену внешней партии выдавали в год всего три тысячи одежных талонов, а пижама стоила шестьсот, — и схватил со стула выношенную фуфайку и трусы. Через три минуты физзарядка.

……
—  Смит! — раздался сварливый окрик. — Шестьдесят — семьдесят девять, Смит У.! Да, вы! Глубже наклон! Вы ведь можете. Вы не стараетесь. Ниже! Так уже лучше, товарищ. А теперь, вся группа вольно — и следите за мной.

Телекран везде, контроль за обществам в общественных местах:

Перед писсуаром он сумел после некоторой возни в кармане расправить листок. По всей вероятности, там что-то написано. У него возникло искушение сейчас же зайти в кабинку и прочесть. Но это, понятно, было бы чистым безумием. Где, как не здесь, за телекранами наблюдают беспрерывно?

..

Куда ни сунься — отовсюду смотрит телекран.

Телекран как средства тотального контроля населения и устройства информирования органонов контроля общества:

—  Мы — покойники, — сказал он.
—  Мы — покойники, — послушно согласилась Джулия.
—  Вы покойники, — раздался железный голос у них за спиной.
Они отпрянули друг от друга. Внутренности у него превратились в лед. Он увидел, как расширились глаза у Джулии. Лицо стало молочно-желтым. Румяна на скулах выступили ярче, как что-то отдельное от кожи.
—  Вы покойники, — повторил железный голос.
—  Это за картинкой, — прошептала Джулия.
—  Это за картинкой, — произнес голос. — Оставаться на своих местах. Двигаться только по приказу.
Вот оно, началось! Началось! Они не могли пошевелиться и только смотрели друг на друга. Спасаться бегством, удрать из дома, пока не поздно, — это им даже в голову не пришло. Немыслимо ослушаться железного голоса из стены. Послышался щелчок, как будто отодвинули щеколду, зазвенело разбитое стекло. Гравюра упала на пол, и под ней открылся телекран.

Почему роман 1984 такой популярный? Потому что, роман 1984 поднял вопрос тотального контроля современного общества на основе современных технических систем, систем построения современных идеологий. Человек несовершенен, Большой Брат, всегда следит за тобой

Это тема тесно переплетается с другими статьями опубликованным ранее, такими как: Неделя ненависти и Двухминутка ненависти Оруэлла, Мыслепреступление, НЕЗНАНИЕ — СИЛА, СВОБОДА — ЭТО РАБСТВО, ВОЙНА — ЭТО МИР, СТАРШИЙ БРАТ СМОТРИТ НА ТЕБЯ