… три партийных лозунга:
ВОЙНА — ЭТО МИР
СВОБОДА — ЭТО РАБСТВО
НЕЗНАНИЕ — СИЛА
— лозунги из романа антиутопии «1984» Джорджа Оруэлла.
Роман антиутопии «1984» авторства Джорджа Оруэлла, был написан в сложное время. Время после военного мироустройства. Оруэлл во время Второй мировой войны занимался вопросами пропаганды, информационной борьбы за умы англичан. Оруэлл, это не просто какой-нибудь автор книг и статей самовзошедший на Олимп известности. Он искренне прочувствовал все то, о чем писал. Он работал в полиции колониальной армии, жил в нищете и неизвестности по собственному желанию, он участвовал в Гражданской войне в Испании добровольцам и наконец, он участвовал в информационной войне на одной из ведущих радиостанции Великобритании, — BBC.
Оруэлл: знает, что такое — война; знает, что такой — мир; знает, что такое — знание.
Возвращаясь к знанию, можно вспомнить, что Джордж Оруэлл учился в начально школе Святого Киприана, образование в которой получили многие общественные деятели Великобритании, а затем обучался в Итонском колледже (он получил именную стипендию), который был связан с британским королевским домом (например: там учились действующую члены Королевской семьи, — принц Уильям, а так же и его младший брат принц Гарри; Итон выпустил двадцать британских премьер-министров; десятки писателей: Генри Филдинг, Томас Грей, Гораций Уолпол, Олдос Хаксли, Перси Биши Шелли, Роберт Бриджес, Энтони Поуэлл, Сирил Коннолли, Ян Флеминг… а также ученые, актеры, политики и иные успешные личности).
ВОЙНА — ЭТО МИР
Один из основных лозунгов романа Джорджа Оруэлла, война — это мир. Этот лозунг лежит в основе существования государства в котором живет главный герой романа. Через этот лозунг, Оруэлл нам доносит один из основных лейтмотивов существования тоталитарного государства, — потребность в войне, в военном конфликте либо в ожидании скорого военного конфликта.
Всем известный китайский теоретик воинского искусства, автор трактата о военной стратегии «Искусство войны», говорит о войне следующее:
Сунь-цзы сказал: война — это великое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять.
Это высказывание еще более актуально для государств тоталитарного типа. Тоталитарные государства всегда имеют системную задачи борьбы — как правило дуалистического характера. С одной стороны, это внутренний враг, с другой, это внешний враг. Этих две постоянных угрозы создают постоянное чувство страха у граждан такого государства. Тем самым, возникает потребность в объединении, централизованной защите от внутреннего и внешнего врага. И государства тоталитарного типа, говорит «мы вас направим, мы вас защитим, делайте то, что мы скажем» и в условиях информационной блокады, мы вынуждены слушать то, что нам говорят. Это истина, которая к нам приходит от централизованного источника, — партии, вождя и прочего.
Два врага тоталитарного государства Оруэлла: внутренний и внешний.
Внутренний враг мира Оруэлла из романа 1984:
…Эммануэль Голдстейн… Он поносил Старшего Брата, он обличал диктатуру партии. Требовал немедленного мира с Евразией, призывал к свободе слова, свободе печати, свободе собраний, свободе мысли; он истерически кричал, что революцию предали, — и все скороговоркой, с составными словами, будто пародируя стиль партийных ораторов, даже с новоязовскими словами, причем у него они встречались чаще, чем в речи любого партийца.
Эммануэль Голдстейн — своеобразный Лев Троцкий (настоящая фамилия Троцкого, — Бронште́йн). Именно образ Троцкого, стал основой для персонажа романа Эммануэля Голдстейна. Это внутренний враг государства. В романе Голдстейн представляет собой квинтэссенцию зла, это собирательный образ врага общество, который пытается «уничтожить государство, предать его противнику».
Внешний враг мира Оруэлла из романа 1984:
Нынче, к примеру, в 1984 году (если год — 1984-й), Океания воевала с Евразией и состояла в союзе с Остазией. Ни публично, ни с глазу на глаз никто не упоминал о том, что в прошлом отношения трех держав могли быть другими. Уинстон прекрасно знал, что на самом деле Океания воюет с Евразией и дружит с Остазией всего четыре года. Но знал украдкой — и только потому, что его памятью не вполне управляли. Официально союзник и враг никогда не менялись. Океания воюет с Евразией, следовательно, Океания всегда воевала с Евразией. Нынешний враг всегда воплощал в себе абсолютное зло, а значит, ни в прошлом, ни в будущем соглашение с ним немыслимо.
Постоянная война, одна из основ общества тоталитарного типа из романа 1984
Стоит вспомнить еще одну фразу Сунь-Цзы
Война — это путь обмана
Безусловно, данная фраза вырвана из контекста трактата Сунь-Цзы, в котором китайский стратег учит своих учеников, что война — это обман противника. Но, эти слова прекрасно подходят и к роману 1984, в котором сам народ, является, тем самым «противником» которого нужно обмануть. Ведь общество тоталитарного типа постоянно на идеи полного подчинения воли партии, вождю или иному централизованному управлению. Тоталитарная система сочетает в себе две системы мер управления обществом: насилие и идеологический обман. Ведь идеология, это своеобразная религия, в которую тоталитарное государства желает обратить все общество, тем самым закрепив на уровни иррационального начала человека необходимость подчинению «догматам веры».
Угроза войны, — это как и религиозная идея борьбы добра и зла, постоянный атрибут тоталитарного общества. Угроза нападения темных сил и для защиты от этих сил нужно выполнять ритуалы и «верить». В этот момент, партия, вождь — это как высшая сила, вместе с его святые апостолы, которые ведут ожесточённую борьбу за «светлое будущее».
Оруэлл, в этом абзаце рассказывает принцип войны, который лежит в основе тоталитарного государства, о котором он пишите в своем романе 1984 году:
Дабы понять природу нынешней войны — а, несмотря на перегруппировки, происходящие раз в несколько лет, это все время одна и та же война, — надо прежде всего усвоить, что она никогда не станет решающей. Ни одна из трех сверхдержав не может быть завоевана даже объединенными армиями двух других. Силы их слишком равны, и естественный оборонный потенциал неисчерпаем. Евразия защищена своими необозримыми пространствами, Океания — шириной Атлантического и Тихого океанов, Остазия — плодовитостью и трудолюбием ее населения. Кроме того, в материальном смысле сражаться больше не за что. С образованием самодостаточных экономических систем борьба за рынки — главная причина прошлых войн — прекратилась, соперничество из-за сырьевых баз перестало быть жизненно важным. Каждая из трех держав настолько огромна, что может добыть почти все нужное сырье на своей территории. А если уж говорить о чисто экономических целях войны, то это война за рабочую силу.
Проще говоря, — это постоянно продолжающееся война, целью которой, является отвлечение общества от внутренних социальных проблем. Война — это причина экономического упадка, это причина необходимости сохранения политической системы, которая выступает как централизованная система защиты от внешнего врага. Война — это причина внутренних репрессий против собственных граждан. Война — все списывает и все оправдывает, удобный инструмент поддержания политической системы тоталитарного типа.
Экономическая и социальная сущность войны, — в постоянном воспроизводстве материальных ценностей с последующим уничтожениям данных ценностей и следственно, в постоянной потребности нового цикла производства. Постоянное напряжения всех сил общества, приложения его энергии на производстве необходимых тоталитарному государству ценностей. Человек, находится в рамках производственного процесса и тем самым, истрачивает свои физические и эмоциональные ресурсы на производство «продуктов тоталитарного общества», тем самым, человек лишается возможности к творческому развитию.
Человек связанный экономической системой тоталитарного общества, — беззащитен, у него нет материальной основы для самостоятельного бытия.
Оруэлл, так описывает этот процесс:
Сущность войны — уничтожение не только человеческих жизней, но и плодов человеческого труда. Война — это способ разбивать вдребезги, распылять в стратосфере, топить в морской пучине материалы, которые могли бы улучшить народу жизнь и тем самым в конечном счете сделать его разумнее. Даже когда оружие не уничтожается на поле боя, производство его — удобный способ истратить человеческий труд и не произвести ничего для потребления.
Дальше, Оруэлл поясняет, что речь идет не столько об экономической эксплуатации общества, а скорее, об «эмоциональном» управлении обществом. Посредством экономической эксплуатации общества, завязанного с «страхами» войны, происходит процесс психологического подавления личности, «личной свободы» человека и его подчинения системе ценностей общества тоталитарного типа. Каждый гражданин трудится, ради победы над врагом, на пределе своих сил.
Вот что пишет об этом, Оруэлл
Война, как нетрудно видеть, не только осуществляет нужные разрушения, но и осуществляет их психологически приемлемым способом. В принципе было бы очень просто израсходовать избыточный труд на возведение храмов и пирамид, рытье ям, а затем их засыпку или даже на производство огромного количества товаров, с тем чтобы после предавать их огню. Однако так мы создадим только экономическую, а не эмоциональную базу иерархического общества.
Как было указанно выше, идеология тоталитарного общества, как религия. И в этой религия, вера в победу в войне, является одним из основных атрибутов.
При всем этом ни в одном члене внутренней партии не пошатнется мистическая вера в то, что война — настоящая, кончится победоносно и Океания станет безраздельной хозяйкой земного шара.
Далее, Оруэлл развивает идею, веры в победу ..
Для всех членов внутренней партии эта грядущая победа — догмат веры. Достигнута она будет либо постепенным расширением территории, что обеспечит подавляющее превосходство в силе, либо благодаря какому-то новому, неотразимому оружию. Поиски нового оружия продолжаются постоянно, и это одна из немногих областей, где еще может найти себе применение изобретательный или теоретический ум.
Одной из характерных черт общества из романа 1984. Это отрицание действительности. Отрицание действительность черта политической системы анлосоца. Это значит, что общество находится под таким контролем — информационным, идеологическим и экономическим, что обществу может насаждаться информация абсолютно не соответствующую действительности. Говорить о победе, когда ее нету. Указывает на экономические успехи, без какого либо подтверждения этих успехов.
Мы как бы понимаем, что если задуматься над информацией, то с точки зрения логики, это все ложь. Но идет война и может, мы что то не знаем, а другие знают и знают лучше нас и взять иную информацию неоткуда. Мы вынуждены отрицать действительность и принимать данность от тоталитарной системы, на уровне веры в высшую силу.
Они посвятили себя завоеванию мира, но вместе с тем понимают, что война должна длиться постоянно, без победы. А благодаря тому, что опасность быть покоренным государству не грозит, становится возможным отрицание действительности — характерная черта и ангсоца и конкурирующих учений. Здесь надо повторить сказанное ранее: став постоянной, война изменила свой характер.
Оруэлл, продолжает и поясняет …
Но когда война становится буквально бесконечной, она перестает быть опасной. Когда война бесконечна, такого понятия, как военная необходимость, нет. Технический прогресс может прекратиться, можно игнорировать и отрицать самые очевидные факты. Как мы уже видели, исследования, называемые научными, еще ведутся в военных целях, но, по существу, это своего рода мечтания, и никого не смущает, что они безрезультатны. Дееспособность и даже боеспособность больше не нужны. В Океании все плохо действует, кроме полиции мыслей. Поскольку сверхдержавы непобедимы, каждая представляет собой отдельную вселенную, где можно предаваться почти любому умственному извращению.
Отдельно стоит отметить мнение Оруэлла, о том, что чем выше член партии в иерархической системе общества, тем более агрессивней становиться его отношение к вопросу войны. Ведь приближаясь к большей власти система требует от тебя более ясных и четких символов преданности системы. Война — как системный элемент управления общества.
Наглядный пример — военная истерия, нарастающая по мере того, как мы поднимаемся по социальной лестнице.
Но, на самом деле, чем выше иерархия, тем больше понимания, — что победа в войне, это не есть цель государства, а постоянный элемент контроля и управления обществом.
В завоевание мира больше всех верят те, кто знает, что оно невозможно.
ВОЙНА — ЭТО МИР
Война — в романе 1984, это структурный элемент государственной системы управления обществом. Государство из романа 1984, не ставит своей целью победу в войне. Это символический элемент идеологии государства. Война — инструмент социального напряжения общества, который позволяет оправдывать экономическую, социальную, правовую и иную любую неэффективность системы. Все недостатки в обществе — война, репрессии в обществе — война, плохая погода — война. На войну, можно списать все.
Также, война, — это инструмент позволяющий применить энергию общества в постоянное воспроизводства уничтожаемых войной благ, тем самым «завязав» членов общество потребностью в бесконечном труде. Энергия общества подчиненна войне и управляющей партии.
Для общества 1984, можно сказать: для мира, нужна война. И общество, принимает это утверждение как данность. Несмотря на всю нелогичность этого утверждения. И они будут работать трудиться… во блага ее…