Неделя ненависти и Двухминутка ненависти Оруэлла

Неделя ненависти и Двухминутка ненависти Оруэлла

Не в первый раз публикую свои размышления по мотивам прочтенного романа Джорджа Оруэлла «1984″.  В очередной раз, предлагаю рассмотреть отдельную идею романа. В этот раз, темой нашего размышления будет: «Неделя ненависти». Это тема тесно переплетается с другими статьями опубликованным ранее, такими как: Мыслепреступление, НЕЗНАНИЕ — СИЛА, СВОБОДА — ЭТО РАБСТВО, ВОЙНА — ЭТО МИР, СТАРШИЙ БРАТ СМОТРИТ НА ТЕБЯ

Джордж Оруэлл, участник гражданской войны в Испании, где вместе с коммунистами, социалистами и антифашистами участвовал в противостоянии с нарождающемся патриархальным, крайне правым военным мятежом генерала Франко. Фактически не окрепшее социалистическое государство столкнулась с вооруженным мятежом, которому активно помогала нацистская Германия, фашистская Италия. Все это происходило при нейтральном, настораженным отношении стран Запада.

Именно в Испании, Джордж Оруэлл познакомился с «передовым» продуктом «советского» тоталитарного коммунизма. В процессе усиления просталинских партий внутри испанского вооруженного сопротивления происходил процесс «чисток» — все организации имевшие свою политическую программу отличную от просталенской, подлежали уничтожения, как «троцкистские». События в Испании очень серьезно повлияли на его творческую карьеру.

Оруэлл познакомился с темой «ненависти» очень тесно. Как в период своей службы в колониальной полиции в Бирме, во время войны в Испании, во время информационной борьбы с нацисткой Германией времен своей работы на радио BBC.

Ненависть — сильная эмоция, она находится в самой сердцевине человечества, как первичная сила, которая неразрывно связана с человеческой природой, связана с нами инстинктом и необходимостью (Штернберг).

«Неделя ненависти» — это неделя мероприятий, призванных вызвать у граждан Океании как можно больше ненависти к определенным врагам в романе «1984» Джорджа Оруэлла.

«Двухминутка ненависти» — собрание трудовых коллективов на информационно-идеологическое мероприятие с целью фиксации эмоций и чувств, прежде всего ненависть сотрудников организации на врагах государства. Мероприятие проводится централизованно. Часть пропаганды государства с целью управления общества в романе «1984» Джорджа Оруэлла.

«Двухминутка ненависти»

Проводится в общем зале с участием руководства и всех сотрудников, посредством передачи телевизионного сигнала (видиоролик). Так описывал главный герой романа, двухминутку ненависти:

… на экране появился враг народа Эммануэль Голдстейн. Голдстейн, отступник и ренегат, когда-то, давным-давно (так давно, что никто уже и не помнил, когда), был одним из руководителей партии, почти равным самому Старшему Брату, а потом встал на путь контрреволюции, был приговорен к смертной казни и таинственным образом сбежал, исчез. Неведомо где он все еще жил и ковал крамолу: возможно, за морем, под защитой своих иностранных хозяев, а возможно — ходили и такие слухи, — здесь, в Океании, в подполье. Он поносил Старшего Брата, он обличал диктатуру партии. Требовал немедленного мира с Евразией, призывал к свободе слова, свободе печати, свободе собраний, свободе мысли; он истерически кричал, что революцию предали, — и все скороговоркой, с составными словами, будто пародируя стиль партийных ораторов, даже с новоязовскими словами, причем у него они встречались чаще, чем в речи любого партийца. Ненависть к нему была постояннее, чем к Евразии и Остазии, //Не проходило и дня без того, чтобы полиция мыслей не разоблачала шпионов и вредителей, действовавших по его указке. Он командовал огромной подпольной армией, сетью заговорщиков, стремящихся к свержению строя.

….. Ненависть кончалась в судорогах. Речь Голдстейна превратилась в натуральное блеяние, а его лицо на миг вытеснила овечья морда. Потом морда растворилась в евразийском солдате: огромный и ужасный, он шел на них, паля из автомата, грозя прорвать поверхность экрана, — так что многие отпрянули на своих стульях. Но тут же с облегчением вздохнули: фигуру врага заслонила наплывом голова Старшего Брата, черноволосая, черноусая, полная силы и таинственного спокойствия, такая огромная, что заняла почти весь экран. … Но еще несколько мгновений лицо Старшего Брата как бы держалось на экране: так ярок был отпечаток, оставленный им в глазу, что не мог стереться сразу. Маленькая женщина с рыжеватыми волосами навалилась на спинку переднего стула. Всхлипывающим шепотом она произнесла что-то вроде: «Спаситель мой!» — и простерла руки к телекрану. Потом закрыла лицо ладонями. По-видимому, она молилась.

Обратите внимание, что посредством постоянного смешивания эмоций ненависти и страха, система пропаганды могла заставить общества воспринимать многие разумные ценности с отрицательной эмоцией:

  • требовал немедленного мира
  • призывал к свободе слова
  • призывал свободе печати
  • призывал свободе собраний
  • призывал свободе мысли.

И так, мы видим что через пропаганду гражданам общества 1984 внушалось негативное отношения к общепринятым у нас ценностям.

Этот механизм примерно действует так: свобода слова — это придумали враги, это зло, которое нас делает слабее перед врагами. И в мире зла, только партия знает что нужно каждому человеку.

Значение «Двухминутной Ненависти» лежит в своей цели, которая состоит в том, чтобы создать зависимость от партии, сея страх через угрозу внешнего врага, будь то Остазия, Евразия или Эммануэль Гольдштейн и его Братство. Страх в форме паранойи также доминирует в мыслительных процессах Внешней партийных членов, так как о любом аномальном поведении сообщается в полицию мыслей. Свобода слова, мысль и собрание ассоциируются с врагом, что, в свою очередь, делегитимизирует эти концепции как жизнеспособные альтернативы Большому Брату и захвату власти партией. Кроме того, Партия предлагает единственный приемлемый эмоциональный выход для членов партии, двухминутную ненависть, которая предлагает форму удовольствия для аудитории. Результатом этих махинаций является то, что партия создает зависимость, так как члены партии ищут защиты от врага. Партия также предлагает утешение и является единственным утешением, дозволенным его членам, поскольку семейные узы были искоренены.

«Неделя ненависти»

Неделе ненависти. Уинстону предстояло одолеть семь маршей….

— На Неделю ненависти …. Скажу прямо, если наш дом «Победа» не выставит больше всех флагов на улице, так не по моей вине. Вы два доллара обещали.

…завел речь о приготовлениях к Неделе ненависти. Особенно он восторгался громадной двухметровой головой Старшего Брата из папье-маше, которую изготавливал к праздникам дочкин отряд.

….К Неделе ненависти рабочий день резко удлинили. До нее еще оставалось больше месяца, но громадные и сложные приготовления всем прибавили работы.

… Приготовления к Неделе ненависти шли полным ходом, и сотрудники министерств работали сверхурочно. Шествия, митинги, военные парады, лекции, выставки восковых фигур, показ кинофильмов, специальные телепрограммы — все это надо было организовать; надо было построить трибуны, смонтировать статуи, отшлифовать лозунги, сочинить песни, запустить слухи, подделать фотографии. В отделе литературы секцию Джулии сняли с романов и бросили на брошюры о зверствах. 

Объектами недели ненависти были:

  • Евразия
  • Остазия
  • Эммануэль Гольдштейн
  • сторонник Эммануэль Гольдштейн
  • агенты Евразии, Остазии

Методы проведения недели ненависти:

  • специальное мероприятие в рамках рабочего времени с демонстрацией видеоролика
  • специально выделенное время в телеэфире специального устройства: телеэкрана. Телеэкран мог выполнять функцию как передачи телевизионного сигнала, так и функцию визуально и акустического контроля граждан Океании.
  • парады
  • выступления
  • лекции
  • тематические видеоролики
  • новые лозунги, песни.
  • специализированная литература с перечислением «зверств» врагов ненависти.

Основная идея «Недели ненависти» — пробудить ненависть и недовольство у граждан и направить их в правильные источники, определенные партией. Именно в этот момент ненависть достигла своего пика, и партия могла изменить ход войны.

Ненависть — один из инструментов, используемых для поддержания порядка (государство Оруэлла было способно контролировать свое население, поддерживая постоянное состояние войны, парализуя граждан, приводя их в порядок и повиновение с помощью страха и ненависти), который позволяет правящей партии общества определить своего врага в военное время и с большой торжеством заручиться поддержкой своего собственного дела, сплачивая управляемых граждан страхом и возбуждающими действиями, представление о близкой победе.

Ненависть часто рождается из страха, и именно этот страх и последующая за ним ненависть так часто манипулируют теми, кто стремится завладеть ею. Страх и ненависть сыграли свою роль в самые мрачные страницы истории, от войн до геноцидов.

В романе «1984»: страх, ненависть и идеология ненависти управляет жизнью людей Океании. По сути, понятия страха и ненависти действуют причинно-следственным образом: страх вызывает ненависть, ненависть используется для получения власти, а власть позволяет создавать идеологию.

Идеология партии не касается врожденные факты или истины, но больше заинтересован в формировании собственной версии реальности.

Направляя бессознательные эмоции ненависти на какой-либо объект,гарантирует, что партия всегда сможет найти новых врагов, новые угрозы, чтобы поддержать себя и поддерживать чувство ненависти, которое оно пропагандирует среди населения..

Ненависть порождает ненависть — это похоже на тушение огня огнем.