… три партийных лозунга:
ВОЙНА — ЭТО МИР
СВОБОДА — ЭТО РАБСТВО
НЕЗНАНИЕ — СИЛА
— лозунги из романа антиутопии «1984» Джорджа Оруэлла.
Ранее, мы рассмотрели — ВОЙНА — ЭТО МИР и Старший брат смотрит на тебя, а сейчас обсудим:
СВОБОДА — ЭТО РАБСТВО
Джордж Оруэлл, через свой роман 1984, доводит один из постулатов нового общества тоталитарного типа, — СВОБОДА — ЭТО РАБСТВО.
Новый тип государственного устройства будет предлагать свою идеологию, идеологию подчинения и отказа индивида от собственной свободы. Свобода, — это ответственность и страх за будущее. Ведь у свободного человека ничего не предопределённо, он принимает решения на основе происходящих событий. Потребность постоянно принимать решения, тяжелое бремя. В свою очередь идеология тоталитарного типа, предопределяет судьбу, ставит сложные и зачастую не достижимые цели (например у Орэлла в романе, одно из основополагающих задач общества — победа в войне и борьба с внутренним врагом). И этим целям подчинена жизнь человека неототалитарного общества.
Почему человек готов отдать свою свободу в руки политический идеологии государства тоталитарного типа? Этот вопрос рассматривает Эрих Фромм, своей работе «Бегство от свободы», в своей монографии Фромм указывает, — человек, является противоречивым существом:
Нам пришлось признать, что в Германии миллионы людей отказались от своей свободы с таким же пылом, с каким их отцы боролись за нее; что они не стремились к свободе, а искали способ от нее избавиться; что другие миллионы были при этом безразличны и не считали, что за свободу стоит бороться и умирать — Эрих Фромм, Бегство от свободы
Другими словами, при определенных условиях, человек готов передать свою свободу в руки тоталитарного государства. Индивид наиболее уязвим в критические периоду развития общества. Экономический, социальный или политический кризис может заставить индивида искать жизненные ориентиры, которые позволят ориентироваться в сложной социальной ситуацию.
Тоталитарная идеология представляет четкие ориентиры бытия в обществе.
- внешний враг (мировая война, в которой нужно победить)
- внутренний враг (в романе Эммануэль Голдстейн)
- социальный, экономический и политический кризис — результат первых двух факторов.
Жизнь индивида в неототалитарном обществе подчинена двум задача, борьбе с внешним врагом, борьбе с внутреннем врагом и как результат, все проблемы в обществе, происходят от воздействия этих двух факторов. Чтобы жить лучше, нужно противодействовать этим силам. Все страдания, результат борьбы, а победа над двумя факторами, «светлая цель» общества.
И еще раз, внешний фактор, — война (но необязательно, это может быть и опасность войны (требующая мобилизации общества)).
… в 1984 году (если год — 1984-й), Океания воевала с Евразией и состояла в союзе с Остазией. Ни публично, ни с глазу на глаз никто не упоминал о том, что в прошлом отношения трех держав могли быть другими. Уинстон прекрасно знал, что на самом деле Океания воюет с Евразией и дружит с Остазией всего четыре года. Но знал украдкой — и только потому, что его памятью не вполне управляли. Официально союзник и враг никогда не менялись. Океания воюет с Евразией, следовательно, Океания всегда воевала с Евразией. Нынешний враг всегда воплощал в себе абсолютное зло, а значит, ни в прошлом, ни в будущем соглашение с ним немыслимо.
Внутренний фактор, — борьба с внутренним врагом
… враг народа Эммануэль Голдстейн. Голдстейн, отступник и ренегат, когда-то, давным-давно (так давно, что никто уже и не помнил, когда), был одним из руководителей партии, почти равным самому Старшему Брату, а потом встал на путь контрреволюции, был приговорен к смертной казни и таинственным образом сбежал, исчез. Неведомо где он все еще жил и ковал крамолу: возможно, за морем, под защитой своих иностранных хозяев, а возможно — ходили и такие слухи, — здесь, в Океании, в подполье. Он поносил Старшего Брата, он обличал диктатуру партии. Требовал немедленного мира с Евразией, призывал к свободе слова, свободе печати, свободе собраний, свободе мысли; он истерически кричал, что революцию предали, — и все скороговоркой, с составными словами, будто пародируя стиль партийных ораторов, даже с новоязовскими словами, причем у него они встречались чаще, чем в речи любого партийца. Ненависть к нему была постояннее, чем к Евразии и Остазии, //Не проходило и дня без того, чтобы полиция мыслей не разоблачала шпионов и вредителей, действовавших по его указке. Он командовал огромной подпольной армией, сетью заговорщиков, стремящихся к свержению строя…
Общество тоталитарного типа, требует от личности отказаться от свободы. Свобода, — это враждебное состояние по отношению к тоталитарному обществу. Свобода в обществе рабов, это противоположное состояние (негативное состояние). Тем самым происходит подмена понятия. Быть свободным, — значит угодить во власть страхов и элизий. Единственно павильонное состояние быть в обществе, отказаться от свободы и выполнять программу политической системы.
Джордж Оруэлл, приводит определение понятия свободы, что такое свобода:
Свобода — это возможность сказать, что дважды два — четыре. Если дозволено это, все остальное отсюда следует.
«Свобода — это рабство». Свобода (считающаяся позитивной) ведет к рабству (негативному), поэтому свобода одновременно негативна и нежелательна.
В романе 1984, показано, что человеку невозможно отказать от свободы. Биологически, человек стремиться к свободе. Об этом говорит и Эрих Фромм, своей работе «Бегство от свободы»:
Стремление к свободе – не метафизическая сила, хотя законами природы его тоже не объяснить; оно является неизбежным результатом процессов индивидуализации и развития культуры. Авторитарные системы не могут ликвидировать основные условия, порождающие стремление к свободе; точно так же они не могут искоренить и стремление к свободе, вытекающее из этих условий
Как итог, главный герой романа 1984, выступает против системы тоталитарных ориентиров общества в котором он живет. Главный герой, готов отдать свою жизнь за право сказать, что дважды два — четыре.