Поговорим о сновидениях из лекций Зигмунда Фрейда
Четвертая лекция (сновидения)
Фрейд говорит, что симптомы болезни нервнобольных имеют смысл, этот смысл послужил основой для развития психоаналитического метода лечения. Далее, Фрейд продолжает, говорит о том, что во время этого лечения обнаружилось, что взамен симптомов у больных появлялись сновидения. И из того: возникло предположение, что и сновидения имеют смысл.
Пятая лекция (сновидения, толкования)
Что такое сон?
Сон — это состояние, в котором я ничего не хочу знать о внешнем мире, мой интерес к нему угасает.
Биологической целью сна выступает — отдых, психологический признак сна — потеря интереса к миру.
Далее
«Сны на яву» — фантазии.
Это сцены и происшествия, в которых находят свое удовлетворение эгоистические, честолюбивые и властолюбивые потребности или эротические желания личности. У молодых мужчин обычно преобладают честолюбивые фантазии, у женщин, честолюбие которых ограничивается любовными успехами, — эротические. Но довольно часто и у мужчин обнаруживается эротическая подкладка; все геройские поступки и успехи должны способствовать восхищению и благосклонности женщин.
Шестая лекция
Предположим: что сновидение является не соматическим, а психическим феноменом. Делая такое предположение, З. Фрейд создаёт условия для того, чтобы рассмотреть данный феномен с точки зрения научного знания, а значит произвести действия для понимания феномена, установления связей между феноменами и, в конечном счете, использования данных знаний для проведения манипуляции с данными феноменами.
Фрейд предполагает, что человек, видевший сновидение, знает, что за информация храниться в сновидении:
Я скажу вам, что весьма возможно и даже очень вероятно, что видевший сон все-таки знает, что означает его сновидение, он только не знает о своем знании и полагает поэтому, что не знает этого.
Итак, первое предположение заключается в том, что сновидение есть психический феномен, второе — в том, что в душе человека существует что-то, о чем он знает, не зная, что он о нем знает, и т. д.
Для того, чтобы продемонстрировать слушателям лекции З.Фрейда, что сон имеет значения с точки зрения анализа психологического состояние человека, он приводит некоторые примеры с гипнозом, подчеркивая, что гипноз, это форма искусственного сна. И что интересно, отмечает разницу между сном и гипнозом. Хотя Фрейд говорит, что сон и гипноз аналогичны, однако при естественном сне у человека гаситься интерес к внешнему миру, а при гипнотическом — опять-таки ко всему миру, за исключением лица, которое данного человека гипнотизирует, с которым он остается в связи.
З. Фрейд утверждает, что видевший сон, знает смысл сна, понимает о чем он, но это знание, оно как бы скрыто и получить его можно методом анализа сна. Он, предлагает спросить о чем был сон и на основе первой мысли стоить анализ сна. Для этого он использует метод свободных ассоциаций. Зачастую самые первые мысли высказанные человеком несут в себе основной смысл сновидения, хоть и сам человек не осознает. Нужно анализировать, выяснять почему у него возникла эта первая мысль, с чем она связана.
Итак, если совершенно свободно возникающие мысли обусловлены таким образом и подчинены определенной связи, то тем более мы можем заключить, что мысли с единственной связью, с исходным представлением, могут быть не менее обусловленными. Исследование действительно показывает, что, кроме предполагаемой нами связи с исходным представлением, следует признать их вторую зависимость от богатых аффектами мыслей и интересов, комплексов, воздействие которых в настоящий момент неизвестно, т. е. бессознательно.
Седьмая лекция
Фрейд говорит о том, что само по себе сновидение не является информацией для изучения, сновидение, это какое-то замещение, которое не понятно и самому тому, кто видит сновидения, т.е. основная мысль сновидения находиться за его внешним проявлением в виде сна. Техника психоанализа в данному случаи, состоит в том, чтобы благодаря свободным ассоциациям вызвать из психики человека другие замещающие представления, из которых можно узнать скрытое от нас знание, зашифрованное сном.
Это зашифрованное, скрытое знание в глубине сна, — есть бессознательное.
задача толкования сновидения — найти это бессознательное.
Три правила толкования сновидения по Фрейду:
1) не нужно обращать внимания на то, что являет собой сновидение, будь оно понятным или абсурдным, ясным или спутанным, так как оно все равно ни в коем случае не является искомым бессознательным;
2) работу ограничивать тем, что к каждому элементу вызывать замещающие представления, не задумываясь о них, не проверяя, содержат ли они что-то подходящее, не обращать внимания, насколько они отклоняются от элемента сновидения;
3) нужно выждать, пока скрытое искомое бессознательное возникнет само, точно так же, как забытое слово.
Если анализируешь сновидение (Фрейд) … непреложное условие не исключать ни одной мысли, даже если против нее возникает одно из четырех возражений:
- что она слишком незначительна;
- слишком бессмысленна;
- не относится к делу;
- или эту мысль неприятно сказать.
Фрейд вводит два понятия, в систему его представлений о толковании сновидений:
- то, что рассказывается в сновидении, явным содержанием сновидения;
- а скрытое, к которому мы приходим, следуя за возникающими мыслями, скрытыми мыслями сновидения.
Восьмая лекция
В этой главе, З.Фрейд затрагивает детские сновидения, говорит о том, что у детей раннего возраста нету расхождения между явным содержанием сновидения и скрытыми мыслями сновидения. Так как ребенок на стадии взросление видит менее искаженные сны и как правило сон отражает какую то внешнею реакцию, которая ничем не замещается. Например, сон о прогулки на лодке (смысл: ребенок хочет покататься на лодке), сон про восхождение на гору (смысл: ребенок хочет попасть на гору). В общем нету искажения, как считает комментатор книги, Фрейд, будучи ориентирован на идеи эволюционного подхода, считает, что ребенок имеет менее развитую психическую структуру личность, посему и искажения снов намного меньше, чем у взрослого индивида.
Далее, Фрейд делает вывод, что основной функцией сновидения, является реакцией на психическое раздражение и сновидение должно быть равнозначно освобождению от этого раздражения, так что оно устраняется, а сон может продолжаться.
Характерной чертой сновидения является то, что оно побуждается желанием, исполнение этого желания становится содержанием сновидения. Другой такой же постоянной чертой является то, что сновидение не просто выражает мысль, а представляет собой галлюцинаторное переживание исполнения желания …..
сновидение не просто передает это раздражение, а прекращает, устраняет, уничтожает его при помощи особого рода переживания..
На основе детских снов З. Фрейд делает несколько выводов:
- Для понимания детских сновидений не требуется анализ, применения каких-то техник. Как правило детское сновидение является реакцией душевной жизни ребенка во сне на впечатление от прожитого дня.
- Детские сновидения не бессмысленны, это понятные, «полноценные душевные акты», как говорилось выше, это реакция психики на события дня.
- Детские сновидения лишены искажений, в связи с чем, не необходимости их толкования. Явное и скрытое сновидение совпадают.
- Детское сновидение является реакцией на переживание дня, которое оставило сожаление (раздражение), нереализованное желание. Сновидение дает прямое, неприкрытое исполнение этого желания. Фрейд считает, что именно нереализованное желание ребенка (раздражитель) мешает ему спать и ответом на этот раздражитель, является сновидением.
- Функция сновидения — сновидение, будучи реакцией на психическое раздражение, должно быть равнозначно освобождению от этого раздражения, так что оно устраняется, а сон может продолжаться. Фрейд считает, что благодаря сновидениям во время сна мы высвобождаем какие-то раздражители психики и тем самым можем спокойно спать («Функция сновидения как стража сна»).
- Главной характерной чертой сновидения является то, что оно побуждается желанием, исполнение этого желания становится содержанием сновидения. Второй чертой является то, что сновидение не просто выражает мысль, а представляет собой галлюцинаторное переживание исполнения желания.
- Фрейд говорит о том, что во время сна происходит процесс, когда какое-то нереализованное желание выступает в виде раздражителя, в результате чего, данный раздражитель переноситься в сновидение, которое в какой то степени удовлетворяет желание.
- Сновидение как способ реализации желания, удовлетворения желания с помощью сновидения.
В отличии от детских сновидений, взрослые сновидения имеют ряд особенностей:
- сновидения взрослого человека претерпели глубокое искажение и такие сновидения нельзя толковать как детские, так как они не несут прямой смысл, а содержат в себе зашифрованную, скрытую информацию.
- Для их объяснения необходима психоаналитическая техника, которая не была нам нужна для понимания детских сновидений.
Однако, З. Фрейд допускает некоторое исключения, есть типы сновидений которые как и детские могут толковаться, — «прямо». При сильном физиологическом раздражителях: голод, сексуальное желание, мы можем видеть просто ответные сны на такие побудители.
Восьмая лекция (Цензура сновидений)
Исходя из некоторых соображений и по аналогии с пониманием ошибочных действий мы предполагаем, что сновидение другого рода является искаженным заместителем для неизвестного содержания и только им должно объясняться. Исследование, понимание этого искажения сновидения и является нашей ближайшей задачей.
Искажение сновидения — объект исследования (вопросы стоящие перед нами: откуда оно берётся? Как этот процесс происходит?). Мы хотим описать работу сновидения и указать на действующие при этом силы.
Виды цензуры сновидения (умышленные искажение в сновидении вносимые психикой человека):
- Пропуск;
- модификация («смещение»);
- перегруппировка материала («смещение»);
- сопротивление при толковании.
Вы действительно думаете, что кучке бессовестных карьеристов и соблазнителей удалось бы сделать столько зла, если бы миллионы идущих за вожаками не были соучастниками преступления? Решитесь ли вы и при этих условиях ломать копья за исключение злого из душевной конституции человека?
Мы готовы предположить, что в душевной жизни есть процессы, тенденции, о которых человек вообще ничего не знает, очень давно ничего не знает, возможно, никогда ничего не знал. Благодаря этому бессознательное получает для нас новый смысл; понятие «в данное время» или «временно» исчезает из его сущности, оно может также означать длительно бессознательное, а не только «скрытое на данное время». Об этом нам, конечно, тоже придется поговорить в другой раз.
Десятая лекция (символика сновидений)
Искажение сновидения — это процесс психики, представляющее собой механизм направленный на недопущение проявления в сознании человека неприемлемых бессознательных желаний.
… искажение, которое мешает нам понять сновидение, является следствием деятельности цензуры, направленной против неприемлемых, бессознательных желаний.
Фрейд в данной лекции сообщает нам, что кроме техники свободных ассоциаций, мы можем использовать при толковании сна, — символический подход. Который органически взаимодействует с техникой ассоциаций. Сущностью символического отношения является сравнение (император, императрица (символы) — родители; вода символизирует — рождение и пр.).
Основные выводы из десятой лекции:
- в распоряжении видящего сон находится символический способ выражения, которого он не знает и не узнает в состоянии бодрствования.
- символические отношения не являются чем-то таким, что было бы характерно только для видевшего сон или для работы сновидения, благодаря которой они выражаются, т.е. символизм несет общий характер толкования для разных субъектов;
- В сновидении символы используются почти исключительно для выражения сексуальных объектов и отношений.
Таким образом, символика является вторым и независимым фактором искажения сновидения наряду с цензурой. Напрашивается предположение, что цензуре удобно пользоваться символикой, так как она тоже стремится к той же цели — сделать сновидение странным и непонятным.
Одиннадцатая лекция (работа сновидений)
Под работой сновидения Фрейд понимает: переводит скрытого сновидение в явное.
Под работой толкования Фрейд понимает: перевод от явного сновидения до скрытого.
Работа толкования стремится устранить работу сновидения. Признанные очевидным исполнением желания сновидения детского типа все-таки испытали на себе частичную работу сновидения, а именно перевод желания в реальность и по большей части также перевод мыслей в визуальные образы. Здесь не требуется никакого толкования, только обратный ход этих двух превращений. То, что прибавляется к работе сновидения в других сновидениях, мы называем искажением сновидения (Traumentstellung); именно его и нужно устранить посредством нашей работы толкования.
Формами работы сновидения являются:
- сгущение (Verdichtung) — подразумевает под собой факт того, что явное сновидение содержит меньше, чем скрытое, т. е. является своего рода сокращенным переводом последнего.
Результаты сгущения … с его помощью иногда возможно объединить две совершенно различные скрытые мысли в одном явном сновидении, так что можно получить одно вроде бы удовлетворяющее толкование сновидения и все же при этом упустить возможность другого.
- Смещение (Verschiebung) — когда скрытый элемент замещается не собственной составной частью, а чем-то отдаленным, т. е. намеком и когда психический акцент смещается с какого-то важного элемента на другой, не важный, так что в сновидении возникает иной центр и оно кажется странным (Фрейд).
- Превращении мыслей в зрительные образы
Двенадцатая лекция
В это главе З.Фрейд излагает примеры толкования сновидений. Поэтому, кому интересны примеры и то как эти примеры толкуются, прошу прочесть.
Тринадцатая лекция (Архаические черты и инфантилизм сновидений)
Амнезия детских воспоминаний, — очень редко мы запоминаем события нашего раннего детства. Однако некоторые воспоминания детства все же остаются в нашей памяти, З. Фрейд считает что это важные воспоминания и вводит для них термин — покрывающими воспоминаниями. Фрейд считает, что путем основательного анализа из этих воспоминаний можно извлечь все забытое.
В этой главе, Фрейд говорит о том, что часто сновидения берут за основу наши детские переживания — инфантильные сновидения или это остатками дневных впечатлений, — соединяется для образования сновидения с чем-то другим из области бессознательного.
Четырнадцатая лекция
С обеих сторон мы пришли к выводу, что работа сновидения, в сущности, состоит в переводе мыслей в какое-то галлюцинаторное переживание.
Из детских сновидений мы узнали, что работа сновидения стремится к устранению нарушающего сон душевного раздражения при помощи исполнения желания.
Мы также знаем, что желания этих искаженных сновидений — запрещенные, отвергнутые цензурой желания, существование которых как раз и стало причиной искажения, мотивом для вмешательства цензуры.
Вот и получается, что работа сновидения превратила мучительное содержание мыслей сновидения в исполнение какого-то желания, в то время как мучительный аффект прорывается в еще неизмененном виде. В таких сновидениях аффект совершенно не соответствует содержанию,…
Сновидение — это всегда, исполнения желания.
…я все-таки могу утверждать, что сновидение представляет собой всегда только исполненное желание?…
В сновидении заложен глубинный смысл — бессознательные процессы человеческой психики..
аналитическое наблюдение показывает, что работа сновидения никогда не ограничивается тем, чтобы перевести эти мысли в известную вам архаическую или регрессивную форму выражения. Но она постоянно прибавляет кое-что, не имеющее отношения к дневным скрытым мыслям, являющееся, собственно говоря, движущей силой образования сновидения. Это неизбежное добавление и есть бессознательное желание, для исполнения которого преобразуется содержание сновидения. Таким образом, сновидение может быть чем угодно — предостережением, намерением, приготовлением и т. д., если вы будете принимать во внимание только представленные им мысли; оно всегда будет также исполнением бессознательного желания и только им, если вы будете рассматривать его как результат работы сновидения. Сновидение, таким образом, никогда не будет просто намерением, предупреждением, а всегда намерением и т. п., переведенным с помощью бессознательного желания в архаическую форму выражения и преобразованным для исполнения этих желаний. Один признак — исполнение желания — постоянен, другой может изменяться, он может, в свою очередь, тоже быть желанием, так что дневное скрытое желание сновидение представляет исполненным с помощью бессознательного желания.
Пятнадцатая лекция (сомнение и критика)
По сути Фрейд отвечает в этой лекции на наиболее критичные с его точки зрения контраргументы против его учения — толкования сновидения методом аналитического исследования.
В общем, наши сны что то в себе таят и к ним стоит прислушиваться… древние, темные силы всегда таятся где то рядом.