Карл Густав Юнг: интроверт и  экстраверт

Карл Густав Юнг: интроверт и  экстраверт

Продолжаем читать классику психологической мысли, после прочтения монографии Зигмунда Фрейда «Введение в психоанализ» (не уверен, что монография, может просто конспект лекций?) решил начать читать работу ученика, коллеги и критика Зигманда Фрейда — Карла Густава Юнга «Психологические типы». Юнг, считается классическим автором современной психологии, который с использованием знаний полученных от психоаналитического метода Зигмунда Фрейда и своего клинического опыта сформулировал новый подход в психологии. Одна из  основных работы Юнга «Психологические типы», которую мы и прочтем.

Вам необязательно это читать, сказать честно, это конспект размышление на тему работы Юнга. Идея в том, что бы изучить работу через конспектирования материала и рефлексию.

Посмотрим, что из этого выйдет.

Карл Густав Юнг, начинает свое повествование в монографии «Психологические типы» с того, что отмечает, что для человеческой психологии характерен ряд типичных особенностей, согласно которым, можно выделить типы таких особенностей: согласно мнению Юнга…

… помимо множества индивидуальных различий в человеческой психологии существует также и целый ряд типических различий. Прежде всего выделяются два различных типа, которые я назвал типом интровертным и типом экстравертным.

Это термины: интроверт и экстраверт, хорошо нам известны, так как они часто встречаться на этапе нашего обучения в школе (я узнал об этих понятиях в школе, но не знал что их разработал Юнг), университете и в общем везде, в том числе в популярной литературе.

Экстравертный тип — судьба одного человека более обусловлена объектами его интереса (Юнг).

Интровертный тип — судьба … более обусловлена его собственной внутренней жизнью, его собственным субъектом (Юнг).

Другими словами, два типа различаются тем, куда они направляют свою внутреннюю энергию: интроверты — внутрь себя, а экстраверты — наружу, в внешний мир.

Далее Карл Юнг размышляет, почему он выделил эти два типа:

Наблюдая за течением человеческой жизни, мы замечаем, что судьба одного человека более обусловлена объектами его интереса, тогда как судьба другого более обусловлена его собственной внутренней жизнью, его собственным субъектом. И так как мы все, в известной степени, отклоняемся в ту или иную сторону, то мы естественным образом всегда склонны понимать все в смысле своего собственного типа.

Стоит отметить, что однозначных типов психологии — экстраверт, интроверт не существует, мы всегда имеет какой то субстрат смешенный из двух типов, с преобладанием одного из них:

Но каждому человеку присущи оба механизма, экстраверсии и интроверсии, и лишь относительный перевес того или другого определяет тип…

И еще раз, по типологии, ее механизм:

Интроверт — всегда видит и при всех обстоятельствах стремится поставить эго и субъективный психологический процесс над объектом или, по крайней мере, утвердить их по отношению к объекту. Такая установка придает поэтому ценность субъекту большую, чем объекту. Следовательно, уровень ценности объекта всегда будет ниже уровня ценности субъектаобъект, таким образом, имеет лишь второстепенное значение — можно даже сказать, что он подчас является лишь внешним объективным знаком для субъективного содержания, так сказать, воплощением идеи, причем существенным всегда остается сама идея — или же объект является предметом какого-либо чувства, причем, однако, главную роль играет переживание чувства, а не сам объект в его собственной реальности (Юнг).

Экстраверт —  ставит субъекта в подчинение объекту, причем объекту принадлежит преобладающая ценность. Субъект имеет всегда второстепенное значение, и субъективный процесс иногда даже мешает или является лишним придатком к объективным событиям(Юнг).

Далее Карл Юнг делает заключение, что психология в зависимости от типа особенностей психологии человека, должна по разному подходить к изучению психологии каждой личности и эти подходы противоположны. Один подход рассматривает все под углом зрения своей собственной ситуации, а другая — под углом зрения объективных событий.