Размышление по мотивом Введение в психоанализ от Зигмунда Фрейда (лекции третья и четвертая)

Размышление по мотивом Введение в психоанализ от Зигмунда Фрейда (лекции третья и четвертая)

Третья лекция

Ошибочные действие — они не являются случайностями, а представляют собой серьезные психические акты, имеющие свой смысл, они возникают благодаря взаимодействию, а лучше сказать, противодействию двух различных намерений, ошибочные действия интересуют нас лишь постольку, поскольку они дают ценный материал, который изучается психоанализом (Фрейд).

Изучение ошибочного действия (оговорка) методом психоанализа происходит следующим образом, в начале используется аналогия с явлениями, не связанными с ошибочными действиями, а за тем изучается психическая ситуация, в которой совершается ошибочное действие. Толкования ошибочного действия происходит из общих соображений,
и сначала формируется предположение, гипотеза для толкования, а затем, исследуя психическую ситуацию допустившего ошибку, находиться подтверждение.

Четвертая лекция

Далее, З.Фрейд говорит о том, что

В области ошибочных действий самыми интересными вопросами, которые мы поставили, но пока оставили без ответа, являются следующие: мы сказали, что ошибочные действия возникают в результате наложения друг на друга двух различных намерений, из которых одно можно назвать нарушенным, а другое нарушающим. Нарушенные намерения не представляют собой проблему, а вот о другой группе мы хотели бы знать, во-первых, что это за намерения, выступающие как помеха для другой группы, и, во-вторых, каковы их отношения друг к другу.

И далее, вывод З. Фрейда о том, что стоит считать намерение, которое вызывает помеху, как правило противоположным по окраске, тому намерению, которое нарушается.

…. Почти во всех случаях оговорок нарушающее намерение выражает противоположное содержание по отношению к нарушенному, ошибочное действие представляет собой конфликт между двумя несогласованными стремлениями.

Ответим на вопрос, о каких группах намерений идет речь, что за намерения противодействуют запланированному намерению и выступают помехой ему:

Первая группа: случаи, в которых говорящему известно нарушающее намерение и он чувствовал его перед оговоркой.

Вторая группа: говорящий тоже признает нарушающее намерение, но не подозревает, что оно стало активным непосредственно перед оговоркой.

Третья группа: случаи, когда сделавший оговорку энергично отвергает наше толкование нарушающего намерения; он не только оспаривает тот факт, что данное намерение побудило его к оговорке, но утверждает, что оно ему совершенно чуждо.

Теперь мы можем утверждать, что продвинулись еще дальше в понимании ошибочных действий. Мы не только знаем, что они являются психическими актами, в которых можно усмотреть смысл и намерение, что они возникают благодаря наложению друг на друга двух различных намерений, но, кроме того, что одно из этих намерений подвергается оттеснению, его выполнение не допускается и в результате оно проявляется в нарушении другого намерения. Нужно сначала помешать ему самому, чтобы оно могло стать помехой.

Описки, тоже самое что и оговорки

Очитка — текст, а подвергнуть аналитическому исследованию два момента: какая мысль пришла в голову читавшему непосредственно перед очиткой и в какой ситуации она происходит.

Забывание намерений .. — … нарушающая намерение тенденция всякий раз является противоположным намерением, нежеланием выполнить первое, и нам остается только узнать, почему оно не выражается по-другому и менее замаскированно.

отметили, что забывание, т. е. невыполнение намерения, указывает на противоположную волю, враждебную этому намерению.

В своих размышлениях, З.Фрейд утверждает один из важных методов определения причин невротических симптомов: отказ памяти вспоминать то, что связано с неприятными ощущениями и вновь переживать это неудовольствие при воспоминании. Далее, он говорит о принципе защиты от нежелательных воспоминаний путем забывания. Когда из нашей психики вытесняться травмирующие нас воспоминания (приводит пример Ч. Дарвина, который специально записывал идеи, которые противоречат его концепции, так как он (Ч. Дарвин) обратил внимание, что наиболее быстро из памяти уходят именно идеи, которые критикуют его концепцию, который носят для него «враждебный и неприятный» характер).

Дуализм в исполнении З. Фрейда, где он утверждает, что человеческая душа, это борьба противоположных тенденций души.

душевная жизнь — это арена борьбы противоположных тенденций и что, выражаясь не динамически, она состоит из противоречий и противоположных пар. Наличие определенной тенденции не исключает и противоположной ей — места хватит для обеих.

Далее, даётся характеристика «действия по ошибки» — часто используют для того, чтобы выполнить желания, в которых следовало бы себе отказать. Намерение маскируется при этом под случайность.

В общем, быть очень хорошим человекам можно, но вот, что скрывает другая сторона души….