Политический миф через призму общества Индустрии 4.0

Политический миф через призму общества Индустрии 4.0

Рассмотрим новую тему для нашего сайта, понятие политического мифа через призму — общества Индустрии 4.0.

Политические мифы стали устойчивым элементом системой управление обществом современного типа.

Стеблин-Каменский М.И.. в своей монографии «Миф», пишет о том, что МИФ — «это повествование, которое там, где оно возникло и бытовала, принималась за правду, как бы оно ни было неправдоподобно».

Часть 1. Схожие термины, необходимые при изучении политического мифа — идеология, утопия.

А. Идеология

Идеология, термин схожий с термином миф — с одной стороны, миф — это более широкое понятие, в то время, как идеология находится в рамках политических и социальных условий, ограничивающих этот термин. С другой стороны, К. Леви-Строс,  в своей работе “Структурная антропология” заявил:

“Ничто не напоминает мифологию так, как политическая идеология. Быть мо-жет, в нашем современном обществе последняя просто заменила первую”

Идеология — это мутировавший миф индустриального и постиндустриального общества \Мусихин Г.И.\

Б. Утопия

Ранее мы рассматривали Утопии, посредством изучения первых утопических сочинений, — Утопия – политико-правовое учение Томаса Мора, Город Солнца – политико-правовое учение Кампанеллы. Хотя варианты различных утопических государств рассматривали еще в древности, — Платон, Аристотель.

Утопия — это устремленность в будущее, довольно часто является ностальгией по бескризисному и гармоничному прошлому, в котором человек освобождался от бремени личной ответственности за свою жизнь.

Утопия – прежде всего критика настоящего, концентрирующаяся на тех его чертах, отрицательный смысл которых не очевиден, и именно для этого утопия апеллирует к будущему. У мифа и утопии, есть общая черта, первостепенное значение имеет не прошлое и будущее, а настоящее.

Различие мифа и утопии, в следующим

  • Миф — не содержит в себе “инструкции” по построению лучшего общества.
  • Утопия — представляет собой продукт умственного труда. Это произведение теоретиков, которые, увидев и обсудив факты,пытаются создать модель, с которой можно будет сравнивать существующие общества, чтобы измерить заключенное в них добро и зло \Сорель, французский философ, публицист и политик. Автор теории сорелианизма. Теория Сореля о роли мифологии в жизни людей\.

Часть 2. Структура политического мифа

реальность всегда присутствует в мифе, но всегдав диалектически снятом (закодированном) виде, так как миф не описывает реальность“как она есть”, а подчиняет ее своей символической логике

Политический миф состоит из акта сотворения, космогонии и обязательно включает в себя космологию, то есть принципы распределения власти и ресурсов нового сообщества. Ресурсы здесь всегда носят подчиненный характер.

двух принципиально важных для политического мифа элементов:

  • миф спасателя\создателя
  • миф единства

Часть 3. Функции политического мифа

  • упорядочивания
  • смыслонаделения
  • интеграции
  • легитимации/делегитимации

Мифологические конструкции — всегда используются в современных государствах для наведения и поддержания порядка.

В условиях множества случайных импульсов, миф задает направление и тем самым уменьшает сложность окружающей действительности.

P.S.

О Конституции

Так, Мусихин Г.И. – доктор политических наук, профессор Департамента политической науки Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики”, считает что, — Конституция представляет собой если не миф, в полном понимании этого термина, то как минимум, собрание мифологем /мифологический сюжет/, включающими как “эпос сотворения”, так и сам Текст, в котором поистине иррациональным символическим образом сочетается пафос священного документа и мелочное юридическое крючкотворство, пытающееся обезопасить различные группы индивидов от возможных притязаний со стороны других групп и индивидов.