Эффект сети передачи данных (data-network effect)

Неототалитаризм в обществе Industry 4.0

Ну и что, что «Архипелаг ГУЛАГ» находится в свободном доступе, если большинство его никогда не прочитает? Юлия Латынина

Происходящие в мире политические процессы на ряду с становлением передового общества Industry 4.0, вскрывает новые опасные тенденции политической жизни общества современного типа. Идеи, — авторитаризма, тоталитаризма получают новые формы. Эти формы связаны в ом числе и с технологиями общества Industry 4.0. Одна из современных форм развития общества, — Неототалитаризм.

Неототалитаризм — тип политического гибридного режима, где тоталитарные практики и порядки (государственный контроль над общественным дискурсом, систематическое преследование инакомыслящих, опора на страх и репрессии, гипертрофия спецслужб, обязательность выражения лояльности, насаждаемая ненависть к «врагам» и т.д.) прикрываются практиками и институтами демократии (охрана общественного порядка, защита морали и традиционных ценностей, выступления «возмущенной общественности», разоблачающие оппозицию статьи, фильмы, телепередачи и т.п.), это политический и исторический феномен представляющий собой политический режим  обеспечивающий максимальный контроль за каждым человеком (индивидом) посредством новых методов, технологий и специально выстроенных социальных институтов;

  • законодательство, имеющего «оболочку» демократического процесса создания (референдум, голосование в парламенте и прочее), но по сущности являющемся репрессивным, ставящим свою целью — управление обществом;
  • высокотехнологичные средства влияние на общественное мнение общества
  • новейших технологий манипуляции (культурных, информационных), пример, — мемориализация истории.

Неототалитаризм — феномен обладающий способностью расширяться в соответствии с различными культурными контекстами и обладающий широким социологическим потенциалом в понимании индивидуального поведения и социальных проявлений, отмеченных насильственными, анархическими компонентами.

Существенное отличие неототалитаризм от тоталитаризма

  1. это множественные точки идеологического воздействия на общество, что затрудняет их выявление и противодействие (Мадалина Мандита).
  2. Тоталитарная идеология идеологией победителей, а неототалитарная идеология — это идеология проигравших (государства защищает общество от «возможности оказаться среди проигравших») (Латынина).
  3. Тоталитарные режимы запрещали эмиграцию. Неототалитарные режимы поощряют эмиграцию. «Неототалитарный режим работает, как гигантская ректификационная колонна — легкие, интеллектуальные фракции населения улетучиваются за границу, внизу собирается вязкий черный мазут: люмпены, чиновники и силовики, опора неототалитарного общества (Латынина)
  4. Тоталитарный режим опирается на репрессивный аппарат. Неототалитарные режимы опираются на демократическое большинство (Латынина)

Черты индивида, человека в обществе неототалитаризма (Мадалина Мандита):

  • жить в крайностях тревог, страхов, отсутствия контроля над собственной жизнью, своей профессией, своей социальной средой;
  • личные отношения поверхностные или непродолжительные;
  • отчужденность своего разума и души, бессмысленность жизни; увлечение алкоголем, наркотиками, кино, дивертисментами ;
  • депрессия как распространенное заболевание;
  • анархическая эмоциональность;
  • сжатое Я, феномен Селфи — попытка найти свое Я;
  • потребительство как цель иметь что-то, быть кем-то;
  • потребность быть кем-то, подтвержденная извне;
  • ложная свобода, свобода потреблять, владеть, а не быть на самом деле;
  • наличие постоянных потребностей, требующих удовлетворения;
  • альтернативные способы объяснения жизни и ее смысла;
  • чрезмерно соревновательный дух в ущерб сотрудничеству, одному из определяющих компонентов общительности;
  • надежда на продолжительное выживание человека в развитии медицины и информатики, показывающая страх смерти, подтвержденная отсутствием смысла жизни;
  • ложное единство, фактически атомизированные индивиды — вместе одинокие;
  • человек рассматривается как товар.

На уровне общества неототалитаризма (Мадалина Мандита):

  • интересы в воспитании экономических и политических жизнеспособных субъектов для нужд массового общества (узкоспециализированный индивидуум, конкурентоспособный, с односторонним развитием, мышлением или бытием, односторонний человек со сконструированными потребностями);
  • массовое стимулирование посредством массовых мероприятий (концертов, музыкальных фестивалей, спортивных мероприятий);
  • формирование поведения, реакций и отношений, ценностей с помощью фильмов, социальных сетей, наряду с функцией разрядки или усиления экзистенциальных разочарований;
  • сила дивертисментов (культивирование рвения путешествовать по всему миру — но нужно производить, чтобы потреблять туризм);
  • экономические интересы транснациональных компаний;
  • использование уязвимостей личности, которые могут способствовать интересам политических и экономических целей;
  • политические интересы на самом деле являются политическими интересами определенных групп с экономическими целями, независимо от общественного блага;
  • отсутствие дипломатии между государствами, что означает дефицит реальных политических отношений;
  • преобладание разных типов власти с непрозрачными способами достижения политических и экономических целей;
  • неконтролируемая власть транснациональных компаний;
  • уязвимость семей и сообществ из-за миграции, пересмотра и реорганизации семьи;
  • использование различных стратегий для запуска волн миграции, новый способ завоевать или ослабить пространство;
  • гендерная идеология с множеством ответвлений;
  • система здравоохранения, человек больше не пациент, а клиент;
  • конфискация науки по экономическим причинам;
  • социальный терроризм агрессивных активистских движений;
  • мощные миграционные потоки, слабость людей, сообществ и отдельных лиц;
  • идентичность национальных вызовов, реконструкция национальной культуры;
  • политический экстремизм, разжигание ненависти и демонизация политических оппонентов, в результате чего диалог невозможен;
  • осуждение других, придерживающихся иных политических взглядов, рука об руку с цензурой;
  • невозможность политики, понимаемой как стремление к общественному благу при демократическом балансе сил — преобладание догматомахии, наиболее очевидной в преследовании экономических интересов;
  • апокалиптические политические взгляды, разрушение политики оппонентов при реализации новых;
  • политический экстремизм, основанный на признании абсолютной истины, без обсуждения с другими;
  • социальная атомизация, способствующая опьяняющим формам общения;
  • апокалиптические отношения и поведение, нет надежды на изменения, если не будет достигнуто полное разрушение;
  • невозможность рационального диалога, отказ или неспособность вести такой диалог;
  • рассеянная власть, децентрализованное распространение на уровне общества (в отличие от коммунизма или национал-социализма с лидерами, организацией и ясными гностическими целями), привносящие анархический потенциал в противостояние идеологий;
  • ослабление государств, захват институтов с помощью нового мышления .