Ну и что, что «Архипелаг ГУЛАГ» находится в свободном доступе, если большинство его никогда не прочитает? Юлия Латынина
Происходящие в мире политические процессы на ряду с становлением передового общества Industry 4.0, вскрывает новые опасные тенденции политической жизни общества современного типа. Идеи, — авторитаризма, тоталитаризма получают новые формы. Эти формы связаны в ом числе и с технологиями общества Industry 4.0. Одна из современных форм развития общества, — Неототалитаризм.
Неототалитаризм — тип политического гибридного режима, где тоталитарные практики и порядки (государственный контроль над общественным дискурсом, систематическое преследование инакомыслящих, опора на страх и репрессии, гипертрофия спецслужб, обязательность выражения лояльности, насаждаемая ненависть к «врагам» и т.д.) прикрываются практиками и институтами демократии (охрана общественного порядка, защита морали и традиционных ценностей, выступления «возмущенной общественности», разоблачающие оппозицию статьи, фильмы, телепередачи и т.п.), это политический и исторический феномен представляющий собой политический режим обеспечивающий максимальный контроль за каждым человеком (индивидом) посредством новых методов, технологий и специально выстроенных социальных институтов;
- законодательство, имеющего «оболочку» демократического процесса создания (референдум, голосование в парламенте и прочее), но по сущности являющемся репрессивным, ставящим свою целью — управление обществом;
- высокотехнологичные средства влияние на общественное мнение общества
- новейших технологий манипуляции (культурных, информационных), пример, — мемориализация истории.
Неототалитаризм — феномен обладающий способностью расширяться в соответствии с различными культурными контекстами и обладающий широким социологическим потенциалом в понимании индивидуального поведения и социальных проявлений, отмеченных насильственными, анархическими компонентами.
Существенное отличие неототалитаризм от тоталитаризма
- это множественные точки идеологического воздействия на общество, что затрудняет их выявление и противодействие (Мадалина Мандита).
- Тоталитарная идеология идеологией победителей, а неототалитарная идеология — это идеология проигравших (государства защищает общество от «возможности оказаться среди проигравших») (Латынина).
- Тоталитарные режимы запрещали эмиграцию. Неототалитарные режимы поощряют эмиграцию. «Неототалитарный режим работает, как гигантская ректификационная колонна — легкие, интеллектуальные фракции населения улетучиваются за границу, внизу собирается вязкий черный мазут: люмпены, чиновники и силовики, опора неототалитарного общества (Латынина)
- Тоталитарный режим опирается на репрессивный аппарат. Неототалитарные режимы опираются на демократическое большинство (Латынина)
Черты индивида, человека в обществе неототалитаризма (Мадалина Мандита):
- жить в крайностях тревог, страхов, отсутствия контроля над собственной жизнью, своей профессией, своей социальной средой;
- личные отношения поверхностные или непродолжительные;
- отчужденность своего разума и души, бессмысленность жизни; увлечение алкоголем, наркотиками, кино, дивертисментами ;
- депрессия как распространенное заболевание;
- анархическая эмоциональность;
- сжатое Я, феномен Селфи — попытка найти свое Я;
- потребительство как цель иметь что-то, быть кем-то;
- потребность быть кем-то, подтвержденная извне;
- ложная свобода, свобода потреблять, владеть, а не быть на самом деле;
- наличие постоянных потребностей, требующих удовлетворения;
- альтернативные способы объяснения жизни и ее смысла;
- чрезмерно соревновательный дух в ущерб сотрудничеству, одному из определяющих компонентов общительности;
- надежда на продолжительное выживание человека в развитии медицины и информатики, показывающая страх смерти, подтвержденная отсутствием смысла жизни;
- ложное единство, фактически атомизированные индивиды — вместе одинокие;
- человек рассматривается как товар.
На уровне общества неототалитаризма (Мадалина Мандита):
- интересы в воспитании экономических и политических жизнеспособных субъектов для нужд массового общества (узкоспециализированный индивидуум, конкурентоспособный, с односторонним развитием, мышлением или бытием, односторонний человек со сконструированными потребностями);
- массовое стимулирование посредством массовых мероприятий (концертов, музыкальных фестивалей, спортивных мероприятий);
- формирование поведения, реакций и отношений, ценностей с помощью фильмов, социальных сетей, наряду с функцией разрядки или усиления экзистенциальных разочарований;
- сила дивертисментов (культивирование рвения путешествовать по всему миру — но нужно производить, чтобы потреблять туризм);
- экономические интересы транснациональных компаний;
- использование уязвимостей личности, которые могут способствовать интересам политических и экономических целей;
- политические интересы на самом деле являются политическими интересами определенных групп с экономическими целями, независимо от общественного блага;
- отсутствие дипломатии между государствами, что означает дефицит реальных политических отношений;
- преобладание разных типов власти с непрозрачными способами достижения политических и экономических целей;
- неконтролируемая власть транснациональных компаний;
- уязвимость семей и сообществ из-за миграции, пересмотра и реорганизации семьи;
- использование различных стратегий для запуска волн миграции, новый способ завоевать или ослабить пространство;
- гендерная идеология с множеством ответвлений;
- система здравоохранения, человек больше не пациент, а клиент;
- конфискация науки по экономическим причинам;
- социальный терроризм агрессивных активистских движений;
- мощные миграционные потоки, слабость людей, сообществ и отдельных лиц;
- идентичность национальных вызовов, реконструкция национальной культуры;
- политический экстремизм, разжигание ненависти и демонизация политических оппонентов, в результате чего диалог невозможен;
- осуждение других, придерживающихся иных политических взглядов, рука об руку с цензурой;
- невозможность политики, понимаемой как стремление к общественному благу при демократическом балансе сил — преобладание догматомахии, наиболее очевидной в преследовании экономических интересов;
- апокалиптические политические взгляды, разрушение политики оппонентов при реализации новых;
- политический экстремизм, основанный на признании абсолютной истины, без обсуждения с другими;
- социальная атомизация, способствующая опьяняющим формам общения;
- апокалиптические отношения и поведение, нет надежды на изменения, если не будет достигнуто полное разрушение;
- невозможность рационального диалога, отказ или неспособность вести такой диалог;
- рассеянная власть, децентрализованное распространение на уровне общества (в отличие от коммунизма или национал-социализма с лидерами, организацией и ясными гностическими целями), привносящие анархический потенциал в противостояние идеологий;
- ослабление государств, захват институтов с помощью нового мышления .