Размышление по мотивом книги Зигмунда Фрейда, введение в психоанализ

Размышление по мотивом Введение в психоанализ от Зигмунда Фрейда (лекции первая)

И так, решил немного почитать на тему психологии. Еще с детства помню какие-то журналы времен СССР и времен начало 90х в который обсуждалась тема работ Фрейда. Советские ученные времени перестройки относились к Фрейду с интересом, иногда с враждебностью, но мимо пройти не могли. Журналы 90х больше разбирали тему всяких эротических фантазий и прочего (есть вариант: что журналы у меня такие были, специфические (но по-моему они были литературно-просветительского содержания))). Однако, еще в самые юные годы, я познакомился с основами идеями Фрейда в интерпретации советской и постсоветской психологической науки и околонауки (журналы были научные и литературные).
Как писал ранее, мысли материальны. Как видел не раз, очень часто детство оказывает крайне серьезное влияние на поведение людей в дальнейшей жизни, да и не просто оказывает, а реально управляет будущем …

Почему изучаю эту тему (психология в целом): я постоянно вижу в людях, своих собеседниках проблему связанную с психологией, вижу ее четко и ясно, а вот что с ней делать, как помочь человеку, что предпринять, не знаю. А это обидно, быть бессильным (в основе которого, — незнание предмета). Эту ситуации можно сравнить с борьбой, вот ты повалил своего соперника, бросил его на мат, пол дела сделано, но вот что потом ? Как выйти на болевой прием, удушение, удержания — не знаю, не умею. Не знаю, какую глубину знания получу, но знаю точно, что прочтении книги, анализ позволит получить новую информацию, которая ВОЗМОЖННО поможет мне.

Первая лекция

Фрейд указывает на то, что многие новые виды лечения доноситься пациенту в манере оптимистичного, позитивного воздействия с высоким шансом на успех. В то время как психоанализ, на тот момент новый метод лечения, доноситься пациенту как вид лечения, который потребует много усилий от пациента и который не гарантирует позитивного результата. Это интересно с точки зрения того, что выстраиваться «настроения» лечения, которое требует от пациента дисциплину, вовлеченность и мотивированность на результат. Фрейд об этом пишет так (тут цитаты из какого то перевода работы Фрейда):

.. и тут я сразу могу привести вам пример, показывающий, что в этой области кое-что делается по-иному или даже наоборот, чем принято в медицине. Обычно, когда больного начинают лечить новым для него методом, ему стараются внушить, что опасность не так велика, и уверить его в успехе лечения. Я думаю, это совершенно оправданно, так как тем самым мы повышаем шансы на успех. Когда же мы начинаем лечить невротика методом психоанализа, мы действуем иначе. Мы говорим ему о трудностях лечения, его продолжительности, усилиях и жертвах, связанных с ним. Что же касается успеха, то мы говорим, что не можем его гарантировать, поскольку он зависит от поведения больного, его понятливости, сговорчивости и выдержки.

Фрейд, указывает на то, что при изучении обычных предметов, студент может наблюдать определённые реакции объекта наблюдения при приложении к объекту какого либо воздействия, в целом, он говорит о том, что обычные подходы в науки вполне себе материальны, в то время, как психоанализ не гарантирует какого либо

При аналитическом лечении не происходит ничего, кроме обмена словами между пациентом и врачом.

Фрейд указывает на то, что основной инструмент работы психоанализа, это беседа между пациентом и врачом. Доверительный диалог, где врач только выдерживает определенные акценты в получении необходимой информации для ее анализа и изучения.

Фрейд акцентирует внимание на то, что слова, — крайне сильный инструмент взаимодействия людей. Ведь действительно, именно слова предшествуют многим человеческим деяниям. Ведь не просто так мы изучаем слова Аристотеля, Платона, Цицерона и иных «великих» представителей человеческого рода. Слова, как основа хорошего, так и плохого. Фрейд, так говорит о силе слова в своей работе:

Когда-то слова были колдовством, слово и теперь во многом сохранило свою прежнюю чудодейственную силу. Словами один человек может осчастливить другого или повергнуть его в отчаяние, словами учитель передает свои знания ученикам, словами оратор увлекает слушателей и способствует определению их суждений и решений. Слова вызывают аффекты и являются общепризнанным средством воздействия людей друг на друга.

И так, психоанализ — это беседа пациентам и врача. Второе: беседа должна проходить в доверительно обстановке, исключающей присутствие посторонних лиц.

Психоанализ — беседа двух участников, пациента и врача, в отсутствии посторонних лиц.

Такая «интимность» общения необходима для того, чтобы выстроить доверительную связь между пациентом и врачом, так как психоанализ стремиться получить «сокровенную информацию», которую в обычной жизни принято скрывать, из-за того, что такая информация порицаема со стороны религии, общественных устоев, морали. Так об этом говорить, Фрейд:

Ведь эти сведения имеют отношение к самому интимному в его душевной жизни, ко всему тому, что он, как лицо социально самостоятельное, вынужден скрывать от других, а также к тому, в чем он как цельная личность не хочет признаться даже самому себе. 

Фрейд выделяет две основные новации своего учения, психоанализа.

Первое: бессознательное.

Акцент на бессознательное в психике человека. Фрейд говорит о том, что предыдущие учения  о психике сконцентрированы на сознании (как указывает З.Фрейд «а психология — наукой о содержании сознания») и не затрагивают тему бессознательного. Как утверждает ссылка в моей книги переводе с которого я беру цитаты, тема бессознательного была затронута намного ранее, другими ученными мужами. Однако, именно Фрейд, сделал акцент на мотивацию посредством бессознательного мышления и бессознательного желания. Да и в целом, все учение З. Фрейда построено именно на этом аспекте.

Второе: сексуальное влечение.

Сексуальное влечение — как доселе не рассмотренная движущая сила (одна из движущих сил) благосостояния общества и неврозов пациентов.

…утверждает, что влечения, которые можно назвать сексуальными в узком и
широком смыслах слова, играют невероятно большую и до сих пор непризнанную роль в возникновении нервных и психических заболеваний. Более того, эти же сексуальные влечения участвуют в создании высших культурных, художественных и социальных ценностей человеческого духа, и их вклад нельзя недооценивать.

Фрейд утверждает, что не удовлетворенность в аспекте сексуально, приводит личность у сублимации, когда энергий от сексуального аспекта вкладывается в что то иное: искусство, какие-то социальные достижения и прочее (З. Фрейд: «Эта конструкция, однако, весьма неустойчива, сексуальные влечения подавляются с трудом»)….

Продолжение следует ….