Эдвард Мунк — великий норвежский художник, достояния культуры человечества.
Годы жизни — 12 декабря 1863 по 23 января 1944
Эдвард Мунк — один из основателей нового направления в искусстве — экспрессионизма. Экспрессионизм (от лат. expressio, «выражение») — направление в европейском искусстве , возникшее и развивавшееся в начале XX века. Экспрессионисты пытаются воссоздать окружающую действительность через призму эмоций автора картины. Экспрессионисты стремятся демонстрировать через свое творчество, хрупкость человеческого бытия эпохи модернизма (модернизм — объединенное выражение различных направлений в искусстве второй половины XIX — середины XX столетия).
В эпоху широкого распространения импрессионизма (Impressionism, франц. impression — впечатление — направление в живописи, зародившееся во Франции в 1860-х гг. Представители этого направления — Сезанн, Дега, Мане, Моне, Писсарро, Ренуар и Сислей. Импрессионисты — изображали жизнь людей, как череду ярких событий, они опускали проблемы современного общества) и зародились идеи экспрессионизма, как форма выражение проблем бытия человека в современном обществе, фактически экспрессионизм подымал вопрос одиночества в современном мире, проблемы конфликта человека и природы, проблемы бытия.
Эдвард Мунк — через все свое творчества пронес тему одиночества, смерти и неустанной тяги человека к жизни.
В чем уникальность Эдварда Мунка, почему его творчество так востребовано в современном обществе, хотя эпоха экспрессионизма давно прошла. Эдвард Мунк — видел будущее человечества, он предупреждал о грядущей эпохи смерти, разрушения и ожесточенного конфликта человеческого общества и природа, результатам которого является разрушение среды существования человека.
Я часто привожу слова, одного из экономистов и философов современности Жака Аттали, личогой советника Президента Франции, Франсуа Митерана (социалист, два срока по 7 лет) и первого главы «Европейского банка реконструкции и развития». Он пророчит будущее —
В этом смысле «Капитал» Маркса или «Исследование о природе и причинах богатства народов» Адама Смита могут оказаться куда менее полезными, чем, скажем, кинематографическая фантазия Ридли Скотта «Бег по острию бритвы» (Бегущий по лезвию, 1982 г.)- голливудская киностряпня, в которой мы находим больше правды о грядущем веке, чем у этих авторов-классиков.
Мир будущего по Аталли и Ридли Скотту -это мир одиночек, мир экологической катастрофы и порабощения технологиями индивидуальности человека. Об это Аталли и Скотт говорят нам в конце XX столетия. Но, кто еще задолго до них предвидел будущее человека современного? Это был Эдвард Мунк, он повествует о будущем посредством одной картины. Одна картина отразила все проблемы современного общества еще до того момента, как стали очевидны. Картина Эдварда Мунка — Крик» (норв. Skrik).
Картина «Крик» создана в период с 1893 по 1910 годы. Представляет собой серию картин с общим повторяющимся сюжетам. На картине изображен кричащая в отчаянии человеческая фигура на фоне кроваво-красного неба и крайне обобщённого пейзажа.
Эдвард Мунк в своем деннике описывает момент творческого вдохновения —
Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу
Эдвард Мунк, предвидел будущее человечества, в своей картине, он передал боль и ужас природы и человека от грядущих событий XX века.
Когда я смотрю на картину, я вижу в ней череду событий, которые передал Эдвард Мунк через свое творчество. Я смотрю и вижу, как Эдвард Мунк предрек —
- Первую мировую войну
- Вторую мировую войну
- Холодную войну
- Общественные революции
- Проблему одиночества человека в современном мире
- Проблему пренебрежения природой в угоду корысти
- Экологические катастрофы — осушение Аральского моря, Чернобыльскую катастрофу, аварию на Факусиме, Глобальное потепление.
Еще при жизни Эдварда Мунка, произошла часть событий о вероятности наступления которых предупреждал «Крик» — Первая мировая война, революции, приход к власти фашизма, гражданские войны в Советской России и Испании, начало Второй мировой войны… Эдвард Мунк умер в 1944 году и не узнал об окончании войны.
Творчество Эдварда Мунка многогранно, картины актуальны и современны. Они во многом жестоки, но позволяют нам взглянуть правде в глаза, что очень важно в эпоху общества потребления. Они заставляют людей думать о происходящем вокруг, заставляют ценить жизнь.