Государь Макиавелли

Макиавелли

Макиавелли

Макиавелли ( (итал. Niccolò di Bernardo dei Machiavelli), он появился на свет, 3 мая 1469 года, в величественном итальянском городе Флоренция, в котором и умер 22 июня 1527 года, прожив не такую уж и длинную жизнь, всего 58 лет. Этот человек, внес значительный вклад в развитие политического знания и заложил теоретические основы управления государством его правителями.

Макиавелли получил хорошее образование и с ранних лет тяготел к политической сфере жизни итальянского общества. На момент периода активной политической деятельности Макиавелли, Италия переживала период государственной раздробленности. Монархии и республики поддерживаемые различными политическими силами, в том числе из-за рубежа.

Активными участниками политической деятельности в Италии того периода были иностранные государства, такие как Франция, Испания и Священная Римская империя. Так же, одной из активных политических сил в Италии того периода, была каталитическая церковь во главе с Папой Римской.

Макиавелли написал свое произведение «Государь», где собрал все свои знания о бурных политических  процессах активным участникам и свидетелем которых он был. Тракт «Государь» был опубликован уже после смерти автора, в 1532 году.

Трактат «Государь», дата публикации 1532 год.

Все государства, все правительства, когда-либо главенствовавшие над людьми, подразделяются на республики и принципаты.

Виды политико-государственного устройства согласно Макиавелли:

  • республиканская форма;
  • форма принципатов (монархом, княжеским родам, завоевателем).

«В древности и непрерывности властвования гаснут все помыслы и поползновения к новшествам, ведь один переворот всегда оставляет зацепку для совершения другого».

Разделим мысль на две части:

Первая:

«В древности и непрерывности властвования гаснут все помыслы и поползновения к новшествам» — Макиавелли, делает замечание для читателей, что политическая система не подвергающаяся изменениям (модернизации) обречена на «закостенелость», не преемственность к новшествам во все сферах государственной деятельности. Где нету борьбы противоположных политических течений, гибнет политическая преемственность и подобная система обречена на гибель.

Вторая:

«Ведь один переворот всегда оставляет зацепку для совершения другого» — прекрасно демонстрирует смысл этого высказывания история Российской империи, где февральская революция 1917 года, переслала через пару месяцев в октябрьскую революцию большевиков, того же 1917 года.

Размышления Макиавелли о том как сохранить за собой территории, в случаи ее завоевания:

Желая сохранить за собой подобные области, завоеватель должен соблюдать два условия: во-первых, чтобы пресеклась династия их государей; во-вторых, оставить неизменными их законы и подати; тогда вскоре эти области составят единое целое с твоими прежними владениями.

В этом посыле и проявляется «холодная жестокость» рассуждений Макиавелли он говорит об важнейшем условии удержания захваченной территории «чтобы пресеклась династия их государей»,а также «оставить неизменными их законы и подати». Макиавелли был не просто ученным, скорее он был активным участником политических и военных процессов происходящих в Италии, в частности он непосредственно наблюдал за событиями вызванными политическими маневрами Чезаре Борджиа (сыном, римского первосвященника папы Александра VI), который при поддержи Александра VI, захватил часть богатых областей Италии, в которых он проводил гибкую и в то же время «жестокую» политику по подчинению региона своему влиянию. Кроме того, мы не должны забывать, что Макиавелли очень хорошо был знаком с трудами древнеримских мыслителей и политических деятелей, откуда он почерпнул эффективные способы завоевания и удержания захваченных областей Древнего Рима. Синтез опыта и теории позволил Макиавелли и написать эту инструкцию для государей завоевателей уничтожить род местных монархов, но сохранить законы и налоги.

Способы удержания власти новым принципатам (монархом, княжеским родам, завоевателем):

  1. Одно из самых лучших и действенных средств в этом случае состоит в том, чтобы завладевшее ими лицо само переселилось в этот край. Это придаст завоеванию надёжность и долговечность;

  2. основать одну-две колонии, которые прикрепили бы эту местность к новому государству. В противном случае потребуется держать там множество солдат, и пеших и конных. Колонии обходятся недорого; выслать и содержать колонистов государю не стоит почти ничего, ведь при этом внакладе остаются только те жители, у которых отбирают их дома и наделы в пользу переселенцев, а эти жители составляют небольшую часть новых подданных, и они не могут причинить вреда государю вследствие своей нищеты и разобщённости.

Способы удержания власть в захваченных территориях, кроме ранее перечисленных принципов завоевателей: уничтожения рода местного монарха и сохранения налогов и законов тех областей которые завоеваны (так при завоевании территорий современной Беларуси, которые ранее были частью Великого княжества Литовского, Российской империей, завоеватели оставили на территории бывшей ВКЛ, старые законы, вплоть до отмены Статута ВКЛ в 1840м году). И так способы:

Первый, переселения завоевателя на завоеванные территории;

Второй, создание колоний на захваченных территориях. Так Польша проводила политику ополячивания на территории Западной Беларуси, при помощи выделения бывшим военнослужащим войска польского наделов земли и льготных условий для проживания. С захватам территории Западной Беларусь большевиками, одной из первых задач новой власти на территории Западной Беларуси была уничтожения «осадников». Для это они были подвергнуты арестам и  выселению, многие из «осадников (осадники и члены их семей)» погибли в лагерях СССР. Многие спаслись, когда Сталину потребовались польские солдаты для его марионеточной «польской» армии, в результате чего, была проведена  амнистия для поляков.

К исторической аналогии с созданием колоний прибегает и сам Макиавлелли:

Римляне неукоснительно соблюдали эти правила в завоёванных ими провинциях: они основывали колонии, привлекали к себе менее влиятельных лиц, ни в чём им не потворствуя, и ослабляли более влиятельных; для чужеземных властителей они не оставляли ни малейшей лазейки.

Не смог удержаться, решил записать хорошее высказывание Макиавелли, борьба единства и противоположностей:

ведь время несёт с собой всяческие перемены, при которых добро оборачивается злом, а зло — добром.

Далее, Макиавелли предупреждает государей о грезящей им опасности:

Отсюда можно извлечь общее правило, почти непреложное: кто делает другого могущественным, тот погибает, ведь наделять могуществом можно с помощью либо силы, либо умения плести интриги, а оба этих качества вызывают подозрение у ставших могущественными людей.

К всему ранее перечисленному, по вопросу удержания власти в завоеванном государстве, Макиавелли добавляет: еще один альтернативный способ удержания завоеванных земель:  их разорение.

Когда новоприобретённые государства, как мы сказали, привыкли жить свободно и подчиняться собственным законам, удержать их можно тремя способами: первый — разорить их; второй — самому там поселиться; третий — оставить там прежние законы, получая оттуда определённый доход и назначив там правительство из немногих лиц, которые сохраняли бы преданность тебе.

О важность сочетания силы и убеждения:

Вот почему все вооружённые пророки победили, а все безоружные погибли, ведь помимо всего прочего, народ обладает изменчивой природой, его легко в чём-либо убедить, но трудно удержать в этом убеждении.

Исторические примеры подобных пророков-завоевателей от Макиавелли:

Моисей, Кир, Тезей и Ромул недолго могли бы поддерживать соблюдение своих законов, если бы были безоружными,

Еще способы завладения властью обычными людьми….:

Частное лицо может сделаться государем ещё двумя способами….

  1. захват власти преступным путем;
  2. передача власть одному из граждан, остальными гражданами (своеобразная демократия, для Италии времен раздробленности была весьма характерна — республиканская форма государственного устройства)

В первом случае подразумевается, что некто восходит на трон по пути, усеянному преступлениями и злодействами, во второмчто один из граждан с помощью прочих становится государем своей отчизны.

Предупреждение всем тем, кто преступным путем завоевывает себе власть:

Но и доблестью нельзя называть убийство своих сограждан, предательство друзей, отказ от веры, сострадания, религии — такое поведение может принести власть, но не славу.

Государь, захвативший преступным путем власть, так же разделяется Макиавелли, еще на два типа:

  1. Единожды применивший преступные способ захвата власти;
  2. Применивший жестокость первоначально — незначительно, в дальнейшем  увеличивает интенсивность употребления жестокости, как инструмента правления и удержания власти.

Хорошо употреблёнными жестокостями (если дурное дозволено назвать хорошим) являются те, к которым прибегают один раз, когда к этому понуждают интересы безопасности, а затем не упорствуют в них, но обращают, насколько это возможно, на благо подданных. Дурно употреблённые жестокости — это те, которые поначалу могут быть незначительными, но с течением времени не прекращаются, а, наоборот, начинают множиться.

Яркий пример второго типа государя мы можем увидеть в недавней истории. Так, И. Сталин изначально использовал инструмент жестокого управления и отношения с однопартийными незначительно. Его «грубость» практически не кем не была замечена, кроме Лениным, который в свое «завещании» рекомендовал переместить Сталин с управляющей должности секретаря, однако, в пылу межфракционной борьбы, Сталин был нужен как союзник и остался у власти. В конце 20 и начале 30 годов, Сталин посредством выстроенного им аппарата партии и политических маневров начинает  постепенно использовать жестокость для подавления конкурирующих сил внутри партии: разгрома «левой», а затем и «правой»  оппозиции. В результате преступным путем концентрирует власть над государством в своих руках. Затем крайней и окончательной оформленной жесткостью, Сталин уничтожает старую партию большевиков — с 37 по 38 год, практически уничтожены все те, кто мог конкурировать в партии с Сталиным. «Новая партия Сталина»   подчиненна ему беспрекословна и управляется все теми же методами жестокого подавления инакомыслия.

Далее:

Но прежде всего государь должен так поступать со своими подданными, чтобы никакие благоприятные или неблагоприятные события не заставляли его изменить своё поведение, ведь когда в несчастье тебя застигает нужда, к крутым мерам прибегать поздно, а лаской действовать бесполезно, ибо её сочтут вынужденной и ни в ком ты не встретишь благодарности.

Макиавелли, советует государю с первых дней придерживать взятого им — политического курса управления государством. Неизменный политический курс управления, как фактор стабильности в государстве.

Гражданский принципат — средневековая демократия.

Обратившись к другому случаю, когда частное лицо становится государем своей отчизны вследствие благосклонности своих сограждан,- такой род правления можно назвать гражданским принципатом

Анализирую политический процесс средневековой республики, где основными противоборствующими силами являются обычные граждане (народ)  и привилегированные граждане (гранды — аристократия, магнаты), Макиавелли прогназирует два варианта разрешения, этого протиыобрства:

  • возникновению республики, управляемой гражданским принципатом, основному на режиме народной свободы
  • произволу в оществе.

Ведь в любом городе существуют два течения, порождаемые тем, что народ старается избежать произвола и притеснений со стороны грандов, а гранды желают повелевать и подавлять народ. Борьба этих двух стремлений приводит в республиках к одному из трёх результатов: возникновению принципата, режиму свободы или произволу.

В зависимости от победы тех или иных политических сил к власти приходят либо гранды либо представитель народа.

Зачинщиком принципата бывают народ или гранды, в зависимости от того, кому из них представится для этого случай, ибо когда гранды видят, что не могут более противостоять народу, они выдвигают кого-либо из своей среды и делают его государем, чтобы за его спиной удовлетворять свои аппетиты. Также и народ, если убеждается, что не может справиться с грандами, начинает поддерживать какое-то лицо и делает государем, чтобы его власть была народу защитой.

Интересно мнение Макиавели о государе. получивим влатсь от народа:

А государю, опирающемуся на народ, никто не мешает, и мало кто решится отказать ему в повиновении. Кроме того, грандам нельзя угодить достойным способом, не причиняя людям обид, а народу — можно, ибо у народа, который только не хочет быть угнетаем, цель более достойная, чему у грандов, которые сами хотят угнетать.

Государь должен жить в дружбе с народом

В заключение отмечу только, что государь должен жить в дружбе с народом, иначе в беде для него не будет спасения.

Поговорка запечетленная в книгм Макиавелли из глубины веков, сохраним ее

И напрасно будут опровергать моё мнение избитой поговоркой: «Кто полагается на народ, строит на песке»;

Макиавелли, говорит: государь должен создавать в своем государстве потребность в государстве и в государе, а таком случаи государю не грозит- измена.

Поэтому мудрый государь должен обдумать, каким способом следует при любых обстоятельствах поддерживать в гражданах потребность в государстве и в нём самом; тогда ему никто не станет изменять.

О человеческих (народных) качествах:

Ведь люди по природе склонны привязываться не только к тем, от кого они испытывают благодеяния, но и к тем, кому оказывают их.

Макиавелли, был создателей регулярной армии в Флоренции, которая успешна функционировала. Он был противником наемников, которые широко использовались в Италии, всеми государствами.

на войне тебя грабят враги, в мирное время — наёмники.

……

Свобода Рима и Спарты на протяжении многих веков сопровождалась вооружением граждан. Швейцарцы защищают свою свободу собственными силами.

Интересно отношения Макиавелли и к союзным войскам:

В общем, в наёмных отрядах следует больше опасаться трусости, а в союзных — доблести.

Наемники могут побежать и не выполнить свой долг, а союзники могут решить, что они могут претендовать на большее, чем изначально рассчитывали и тем самым нанести вред интересам тем, кому они должны помогать.

Поэтому, Макиавелли, дает совет государям:

Поэтому мудрый государь всегда старается обойтись без таких войск и опираться на собственные, предпочитая проиграть со своей армией, чем победить с чужой, ибо победа, добытая чужим оружием, ненастоящая.

Пример, о том, что нужно полагаться на свои силы:

Я хочу также привести на память один эпизод из Ветхого Завета, относящийся к подобному случаю. Когда Давид предложил Саулу отправиться на поединок с Голиафом, — филистимлянином, вызывавшим на битву, — Саул, чтобы подбодрить Давида, вооружил его собственными доспехами, но, примерив их, тот отказался, говоря, что они его стесняют, и предпочёл выйти на врага со своей пращей и своим кинжалом.

Смешанная армия как более качественный вариант для военных действий (широко применялась во всей Европе)

Таким образом, французская армия является смешанной, отчасти наёмной и отчасти национальной; такое войско в целом гораздо лучше просто наёмной или просто вспомогательной, но хуже полностью собственной армии.

Одна из причин падения Рима, по мнению Макиавелли, в том :

И если рассмотреть первопричину падения Римской империи, то окажется, что она восходит к моменту, когда в римскую армию стали вербовать готов. Отсюда началось ослабление могущества империи, и вся отнятая у римлян доблесть переходила к варварам.

Совет о том, какую литературу нужно читать будущему или действующий государю:

Что же касается умственных упражнений, то государю следует читать исторические книги…

Так в библиотеке Сталин, основными книгами были книги по истории …

Быть недобрым — совет от Макиавлли:

Поэтому государю, желающему сохранить свою власть, нужно научиться быть недобрым и пользоваться этим умением в случае необходимости.

О заговорщиках и власть удерживающих:

Чтобы объяснить короче, скажу, что на стороне заговорщика — страх, подозрительность, ужас грозящей ему казни, а на стороне государя — величие власти, закон, поддержка его сторонников и государство.

Важнейших забот государя:

Итак, я заключаю, что государь не должен беспокоиться о заговорах, пока народ к нему расположен, но если народ враждебен и ненавидит государя, последнему приходится бояться всех и каждого. Правильно устроенное государство и мудрые правители прилагали все усилия к тому, чтобы не доводить до крайности грандов и жить с народом в мире и согласии, ибо в этом состоит одна из важнейших забот государя.

Совет Макиавелли, который активно применяют в авторитарных государствах. Если нужно провести рискованную реформу, она поручается министру или специально уполномоченным лицо, если реформа удалась, значит управляющий государь восхваляет себя, если реформа провалилась, то виновато уполномоченное лицо, которое затем «государь» разжалуют обвинив в всех трудностях.

Отсюда можно извлечь и ещё один полезный совет: поручение, навлекающее неприязнь, государю следует давать другим, а благодеяния вершить самому.

О гибкости в управлением государством, почитание власть и имущество предержащих с оглядкой на народ:

И опять я заключаю, что государь должен почитать грандов, но остерегаться ненависти народа.

О политическом курсе государя внутри своей страны:

Государь должен также выказывать себя поклонником всех выдающихся доблестей и поощрять лиц, отличающихся во всяком искусстве. Кроме того, ему следует внушить гражданам, что они могут спокойно предаваться своим занятиям, как-то: торговлю, земледелию и прочим предприятиям, дабы сельский житель мог украшать своё имение, не опасаясь, что оно будет отнято, а купец — перевозить товары, не страшась налогов.

О женщинах) и фортуне:

Я полагаю всё-таки, что лучше быть напористым, чем осмотрительным, потому что судьба — женщина, и чтобы одержать над ней верх, нужно её бить и толкать. В таких случаях она чаще уступает победу, чем когда к ней проявляют холодность. И как женщина, она склонна дружить с молодыми, потому что они не столь осмотрительны, более пылки и смелее властвуют над ней.

Как итог труда: политическое воззвание к народу Италии:

Глава XXVI. Воззвание к овладению Италией и освобождению её из рук варваров.

И вот, едва живая, Италия ожидает того, кто исцелит её раны,

Как молит она Бога ниспослать избавителя от варварских обид и жестокостей! Сколь велика её готовность встать под одно знамя, только бы кто-то его поднял!

Италии от года написания книги, еще несколько сот лет пришлось ждать того дня когда это воззвание было услышано, только входу итальянской революция 1848 и последующих событий, произошло объединение Италии.

Итоги изучения основных идей Макиавелли, запечатленных в его монографии: «Государь»:

Основные формы управления государством согласно Макиавелли:

  • республиканская форма;
  • форма принципатов (монархом, княжеским родам, завоевателем).

Размышления о том, как удержать власть на завоеванных территориях, новым государем:

Основополагающие принципы:

  • ликвидация династии прежних монархов ( или иных лиц осуществляющих управление государством);
  • сохранение на завоеванных территория неизменными «старых» законов и прежней налоговой системы.

Основные способы удержания власти на захваченной территории:

1) разорить захваченную территорию;

2) переселится на захваченную территорию;

3) сохранить прежние законы.

Способы получения власти в государстве не привилегированными людьми:

  1. приобретение власти «преступными, злодейскими»  методами;
  2. получение власти в результате выбора всеми гражданами (демократический выбор).

Макиавелли, был сторонником и одним из создателей «регулярной» армии в Италии, того времени.

Макиавелли — призывал к объединению раздробленных итальянских государств в одно единое. Прогрессивное для Италии идея, реализованная в 19 веке.

Макеавелли, создал первую книгу по менеджменту для высших государственных сановников, МВА учебник времен средневековой Италии  и в целом Европы. Показал и акцентировал внимания на управленческих проблемах государственных деятелей, выделил управление государством — как специфическую функцию управляющего лица не связанную с религиозностью. Попытался дать методологические инструкции для выполнения определенных государственных задач, основываясь на своем значительном практическом опыте, руководствуясь спецификой общественного и государственного развития Италии, того периода времени.