computer-smartphone-mobile-apple-ipad-technology

Теория когнитивного диссонанса и дезинформация

Леон Фестингер
Леон Фестингер

Теория когнитивного диссонанса разработанная Леоном Фестингером в 1957 году (Leon Festinger, A Theory of Cognitive Dissonance, (Evanston, IL: Row, Peterson, 1957)), утверждает, что это психическое напряжение побуждает людей уменьшать противоречие, изменяя своё поведение, убеждения или рационализируя конфликт убеждений.

Когнитивный диссонанс — это психологический дискомфорт, испытываемый при наличии двух или более противоречивых убеждений или при столкновении убеждений с действиями.

Основные принципы теории когнитивного диссонанса: 

  • конфликт убеждений приводит к дискомфорту: когда когнитивные установки человека (убеждения, ценности, установки) противоречат друг другу или его поведению, человек испытывает неприятное психологическое напряжение.
  • мотивация к последовательности: это чувство диссонанса создаёт стремление восстановить психологическую гармонию и уменьшить дискомфорт, заставляет нас придерживаться нашей установки отвергая другие утверждения противоречащие нашему последовательному убеждению
  • масштаб диссонанса: чем важнее конфликтующие когнитивные установки и чем значительнее решение, тем сильнее давление, направленное на уменьшение диссонанса.

И так мы столкнулись с противоречивой информацией, что происходит, какой путь решения проблемы диссонанса?

  • Во-первых: добавляем новые, согласующиеся когниции, т.е изменить поведение или принять новое убеждение за истинное и последовательное.
  • Во-вторых: удаляем несогласующуюся информацию;
  • В третьих: уменьшаем важность противоположной информации, чтобы сохранить последовательность в отстаивании основного сложившегося убеждения.
  • В четвертых: увеличиваем важность совместимых когниций, когда мы для того, чтобы быть последовательными в сохранении нашего убеждения, увеличить важность сопутствующей информации которая подтверждает наше основное убеждение.

Парадигмы теории когнитивного диссонанса используемые при распространении дезинформации:

  • Последовательность норм —  думаю каждый из нас сталкивается с мыслью необходимости соответствии каким то стандартам, нормам принятым в обществе, семье. Человек с большей вероятностью более склонен верить информации, которая согласуется с принятыми ранее нормами, убеждениями и действиями
  • Вынужденное соответствие — человек с высокой вероятностью изменят свои убеждения, если будут действовать в соответствии с принятыми нормами, правилам или стимулами, которые будут заставлять его корректировать свои убеждения чтобы соответствовать стандарту.
  • Опровержение убеждений — человек с большей вероятностью сохранят свою веру в опровергнутую информацию, если они считают, что группа, с которой они себя ассоциируют, все еще верит в нее, и им предоставлены аргументы, почему это по-прежнему является истинным убеждением («конец света не состоялся, это просто значит что его перенесли на другую дату»).
  • Оправдание усилий — человек с большей вероятностью сохранят свои убеждения, если ему пришлось приложить усилия для вступления в какую то социальную группу, тем самым убеждения группы для него более «близки» чем истинная информация и такой человек под воздействием группы в которой он находиться с одной стороны и с другой стороны под воздействием «оправдания» тех усилий который он приложил для вступления в группу будет более склонен принимать за истинную ту информация, которую ему навязывает группа .
  • Свободный выбор — человек старается сохранить свои убеждения если эти убеждения является частью его осознанного выбора особенно если этот выбор был трудный. Человек старается защитить свой выбор и тем самым отсеивает информацию которая противоречит его выбору.

Как видно из вышеизложенного у дезинформации есть масса возможностей проникнуть в сознание человека. Так как же защитить себя.

Вакцинация от дезинформации —  другими словами, нужно проводить профилактическую работу, объяснять какие механизмы используются для внедрения дезинформации в общество. Как доводить подобную информацию человеку, не приводя его к диссонансу

  • нужно доносить информацию, соответствующую самовосприятию получателя;
  • информация должна соответствовать прежним убеждениям;
  • при подготовке ответа, мы должны учитывать тот момент, что бы информация  соответствовала вашим целям и напоминала получателям об их групповой принадлежности.
Categories: