Мемориализация — это целенаправленное формирование, сохранение и тиражирование коллективной памяти о событиях, личностях или идеях, важных для политической идентичности общества. Это не просто запоминание, а инструмент влияния на массовое сознание и легитимацию власти.
«Память в политике — это борьба за прошлое ради контроля над настоящим и будущим.»
Это процесс, при котором государство, партии, элиты или гражданские институты:
-
выбирают, что именно стоит помнить,
-
как интерпретировать прошлое,
-
и через какие формы памяти это транслировать обществу.
Понятие «мемориализация» происходит от латинского «memorialis», в переводе «памятный», которое в свою очередь происходит от латинского «memoria» , в переводе «память» и уже это понятие, от латинского «memor», что значит «помнящий, памятливый», в основе которого праиндоевропейское «men» — «думать».
«Мемориализация» исторический аспект понятия:
«Мемориал» — это памятник или архитектурное сооружение, воздвигнутое в память об историческом событии или выдающимся человеке.
В начале XIX века «мемориал» могло означать книгу для записей, дневник или документ, излагающий позицию высших властей («memorialis», в переводе «памятный»).
Мемориализация в политике — это система манипуляций формирующих благоприятное политико-культурное пространство для проведение определенной политического курса, методами подобных манипуляций выступают различные способы запечатлением исторической памяти социальных групп (общества в целом) и «забыванию» «неудобной» исторической памяти. . Т.е. мемориализация в политике, это один из инструментов формирующих общественное мнение благоприятное для политического режима, либо каких либо политических сил.
Для идентичности всего общества (нации) необходима определенная культурная общность. Одним из способов формирования культурной идентичности общества, является «память» о каких то событиях, которые имеют общественную ценность для все граждан (подданных).
Общественная идеология во многом формируется на определенном фоне истории общества, его памяти в веках.
Тем самым при формирования необходимого политического «климата» в общества требуется мехинизмы его формирования.
Мемориализация это сохранение памяти о каком либо событие, личности. В силу политической необходимости, политический режим старается мемориализировать определенные исторические события, и «забыть» или «размыть» другие исторические события, которые отрицательно влияют на политический курс политического режима.
Так на постсоветском пространстве активно мемориализируется память о Великой Отечественной войне т.к. многие политические режимы тем самым стараются продемонстрировать свою преемственность той политической власти времен войны. С другой стороны, «забвению» и «размыванию» подвергнута память о Чернобыльской катастрофе, о репрессиях времен политического режима возглавляемого Сталиным. Так как эти исторические события отрицательно характеризуют политическою власть того периода времени, ту самую власть о преемственности которой, заявляют многие политические режимы СНГ. Тем самым, политический режим современного государства, формирует память о Великой Победе и «забывает» репрессии и Чернобыльскую катастрофу (авария!).
Первыми местами памяти, согласно мнению Дюркгейм (французского социолога и философа) были: могилы. В свою очередь, «каждая группа формирует память о своем собственном прошлом, которая обосновывает ее уникальную идентичность» (Б. Мишталь). Коллективная память, это фактор, объединяющий группу, поддерживающий ее идентичность. Места, события, герои воплощают группу, обозначают ее сущность и специфику. Так же стоит отметить, что постоянного прошлого не существует, прошлое постоянно пересоздается и переформулируется в меняющемся настоящем, чем и пользуются политические режимы.
Механизмы мемориализации и забвения играют важнейшую роль в формировании культурного ландшафта, на котором действую различные политические силы.
Историческая память используется для легитации власти и для укрепления её в обществе. Прошлое конструирует настоящие, создает «рамки» внешнего и внутреннего политического «климата». Власть использует память для обоснования своего господства в обществе и для оправдания своей внутренней и внешней политики.
Примеры:
Германия — «Покаяние» за Холокост и нацизм
-
Как меморизируется: музеи (например, Мемориал Холокоста в Берлине), школьная программа, отказ от героизации Вермахта.
-
Политическая цель: осуждение фашизма, воспитание антинацистской идентичности, легитимация современной демократии.
-
Интересно: Германия официально не празднует капитуляцию 8 мая как день победы — акцент на «освобождении от нацизма».
США — 11 сентября и Вьетнам
-
11 сентября (2001):
Мемориал Ground Zero, «Война с терроризмом», вечная память погибшим.
→ Используется для оправдания внешней политики и усиления безопасности. -
Вьетнамская война:
Мемориал с именами погибших — в тишине, без пафоса.
→ Пример рефлексивной меморизации, признающей травму и неоднозначность войны.
ЮАР — Апартеид и «правда вместо мести»
-
-
Мемориализация страданий чернокожих при апартеиде: музеи, музеи-поселения (Soweto).
-
Комиссия правды и примирения (1996) — важный пример не наказания, а публичной памяти и признания боли.
-
Цель: мирный переход, примирение, справедливость через память.
-
И так, мемориализация одних исторических событий и «забвение» других событий, является инструментом формирования политической среды в обществе, в котором действует политический режим. Память — оружие политика.