Человеческие потребности не ограничены, природные ресурсы ограничены.
Это противоречие, антогонизм человеческого бытия, являться той самой силой, которая порождает, экономические отношения между людьми, организациями, государствами, которые направленны на распределение наиболее рациональным и эффективным способом ограниченных ресурсов.
Экономика — это дисциплина. которая изучает общественные отношения возникающие входе распределения ограниченных ресурсов, отвечающая на вопросы что, как и для кого производить. Английский экономист Альфред Маршалл, дал еще более простое определения понятия, «экономика», — «учение о нормальной жизнедеятельности человека«. Экономика, это знание об ограниченности ресурсов и поиске правильного «компромиссного» решения по распределению этих ресурсов. В свою очередь, К.Р. Маркконнел и С.Л. Брю в своем учебном пособии «Экономикс», выделили предметом экономики — «поиск эффективных путей использования ограниченных ресурсов в производстве товаров и услуг для удовлетворения материальных потребностей». Приведем еще одно определение понятия экономика, из учебника Фишера С., Дорнбуша Р., Шмалензи Р. «Экономика Economics»: «экономика — дисциплина изучающая каким обзорам общество с ограниченными, дефицитными ресурсами решает, что, как и для кого производить».
Еще раз, три основных вопроса экономика:
Что? — какой товар производить, какие услуги оказывать, на чем остановить выбор при ограниченности ресурсов.
Как? — какими средствами этот продукт производить, поиск эффективной технологии, которая позволит наиболее эффективным способом использовать ограниченные ресурсы.
Для кого? — кто станет потребителем товара либо услуги, правильный выбор потребителя, позволяет получить прибыль (вознаграждение от общества, за правильно выбранный продукт или услугу, на который были израсходованы ограниченные ресурсы общества).
Стоит отметить, что экономика, как научная дисциплина строиться на научных подходах и один из основных подходов: позитивистский (дескриптивный) подход.
Позитивный (дескриптивный) подход — занимается научным и объективным объяснением экономических событий. Он изучаете: что есть или может быть.
Примеры:
- введения налога на товар (ввозимые автомобили за пределов стран Евразэс), увеличивает его стоимость для потребителя;
- благоприятные погодные условия для выращивания какой-либо сельскохозяйственной культуры приведет к высокой урожайности и значит к перенасыщению рынка, предложение превысит спрос, а значит цены на сельскохозяйственную культуры будут низкими;
- увлечение денежной массы в экономике приведет к росту цен.
Второй научный подход: нормативный подход.
Нормативный подход — занимается выработкой экономических предложений, на основе личных субъективных убеждений, для решения конкретных экономических задач стоящих перед экономикой. Этот подход отвечает на вопрос: что должно быть?
Не стоит забывать и о том, что все эти подходы зиждиться на краеугольных принципах («предпосылках» по учебнику Экономикс, авторства Маркконнала,Брю):
- нехватка ресурсов и необходимость выбора;
- рациональном поведении участников рыночных отношений;
- маржинальном анализе (метод предельных значений) — метод при котором сопоставляются придельные выгоды и предельные издержки.
И так, мы с вами уяснили, экономика это дисциплина, которая ставит своей целью объяснить процесс распределения ограниченных ресурсов между потребителями, его принципе и закономерности, а также старается дать практическое толкование этим процессам. Для поиска истины, экономика использует позитивный и нормативный метод, с помощью которых собираются экономические данные, на основе этих данных происходить интерпретация, практическое применении и прогнозирование экономических процессов.
Далее мы постепенно постараемся изучить все эти процессы, чтобы получить комплексные знания, которые нам позволят истолковывать экономические события.