Рациональное экономическое поведение

Рациональное экономическое поведениеРациональное экономическое поведение — представляет собой желание потребителя и производителя, получить максимальную выгоду при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов.

Другим словами, экономика при анализе рынков исходит из положения, согласно которому участники рыночных отношений (потребитель, производитель) стремится добиться максимальной выгоды и при этом желает затратить минимальные усилия. Любой из нас стремиться максимально выгодно потратить свои ограниченные ресурсы, покупая туфли мы изучаем предложение нескольких магазинов, изучаем отзывы потребителей продукта с одной лишь задачей, потратить свои ресурсы эффективно и купить туфли лучшего бренда, лучшего качество по минимальной возможной стоимости.

В учебнике К.Р. Маркконнел и С.Л. Брю «Экономикс», данное понятие обознается термином  — рациональный эгоизм.

Проблема рационального поведения:

Как показал опыт применения экономических моделей рыночной экономики в Азии странах, России и прочих государствах с недолгим периодом функционирования рыночной экономики существует проблема не функционирования части методов и моделей рыночных механизмов разработанных в странах Запада и успешно там примененных. Это связано с тем, что рациональный человек западной культуры и рациональный человек стран Азии, это два человека с разным поведением. Религиозный фундаментализм, различные идеологические парадигмы заставляют человека поступать не рационально (с точки зрения европейского человека), вместо выгоды (приобретения более дешевого и более качественного товара), потребитель готов переплатить, поступить «нерационально» так как от него это требует воспитание, религия, местные условия (байкот товаров из Великобритании в период колониальной зависимости Индии).

Однако, мировая практика показала, что альтернативы  — рациональному человеку западного образца практически нет (Ф. Фукуяма «Конец истории», Ж. Аттали «Линии горизонта»). Поэтому в общенаучном значении, предпосылка экономической теории —  рационального поведения участников рынка. является краеугольной для экономического анализа.

Экономическая теория выделяет три формы поведения рационального участника рыночных отношений:

  •  полная рациональность;
  • ограниченная рациональность;
  • Органическая (слабая) рациональность.
  1.  Полная рациональность: предполагает, что участника рынка обладают всей полнотой информации и может максимально выгодно приобрести необходимое благо, при минимально низких затратах;
  2. Ограниченная рациональность: участник рыночных отношений стремится к достижению наилучшего варианта, но из-за отсутствия всей полноты информации способность участника рынка сделать правильный выбор ограничена;
  3. Органическая рациональность: участник рыночных отношений при выборе того или иного блага уделяет особое внимание соблюдению формальных и неформальных правил поведения общества. Т.е. органическая — человек как часть организма, в котором есть формальные требования к выбираемому благу, где не цена и качество влияет на выбор, а правила установленные в обществе.

Итого, еще раз повторим определение: рациональное экономическое поведение — представляет собой желание потребителя и производителя, получить максимальную выгоду при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов.

Рациональное экономическое поведение —  одно из ключевых предпосылок, на основе которой, на ряду с другими предпосылками, строиться вся экономическая теория.